Navigation bar
  Print document Start Previous page
 400 of 427 
Next page End  

400
Препятствия можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от того,
поддается препятствующий фактор управлению или нет, их подразделяют на препятствия: под-
дающиеся управлению и неподдающиеся. Примером первых могут выступать недостатки право-
применения, коллизионность и т.д., которые вполне устранимы в процессе управления и поддают-
ся целенаправленной корректировке. Ко вторым препятствиям, в частности, относятся стихийные
бедствия, природные явления, климатические условия и другие факторы, находящиеся вне воз-
можностей управления.
В зависимости от наличия или отсутствия определенных факторов при осуществлении
управленческого процесса препятствия делятся на:
выражающиеся в наличии конкурирующих с управлением моментов и выражающиеся в от-
сутствии необходимых для эффективного управления моментов. К первым следует отнести преж-
де всего правонарушение – оно прямо конкурирует с правовым регулированием. Ко вторым – та-
кие моменты, отсутствие которых тоже превращается в препятствие. Другими словами, препятст-
вием является не только то, что мешает (что присутствует), но и то, чего не хватает (что отсутст-
вует). Так, отсутствие решающего юридического факта может выступать своеобразным препятст-
вием для удовлетворения тех или иных интересов.
Механизм правового регулирования (МПР) как раз и есть такая система правовых средств,
которая позволяет наиболее последовательно и юридически гарантированно бороться с препятст-
виями, ибо отдельно взятые юридические инструменты этого в полной мере обеспечить не смогут.
Отсюда объективная необходимость в таком устройстве правовых средств, которое создавало бы
возможность для беспрепятственного удовлетворения интересов субъектов. К тому же правовое
регулирование в процессе своего осуществления складывается из определенных этапов и соответ-
ствующих им элементов, обеспечивающих движение интересов субъектов к ценности. Каждый из
этапов и юридических элементов МПР вызывается к «жизни» в силу конкретных обстоятельств,
которые отражают логику правовой упорядоченности общественных отношений, особенности
воздействия правовой формы на социальное содержание.
Следовательно, механизм правового регулирования –
это система правовых средств, ор-
ганизованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на
пути удовлетворения интересов субъектов права.
Из данного определения можно выделить признаки, характеризующие цель механизма пра-
вового регулирования, средства ее достижения и результативность.
Цель МПР – обеспечить беспрепятственное движение интересов , субъектов к ценностям,
т.е. гарантировать их справедливое удовлетворение. Это главный, содержательный признак, объ-
ясняющий значимость данной категории и показывающий, что роль МПР заключается в снятии
возможных препятствий, стоящих на пути осуществления интересов субъектов. МПР – специфи-
ческий юридический «канал», соединяющий интересы субъектов с ценностями и доводящий про-
цесс
управления до логического результата.
МПР – система различных по своей природе и функциям правовых средств, позволяющих
достигать его целей. Это уже формальный признак, который свидетельствует о том, что назван-
ный механизм есть комплекс правовых элементов, с одной стороны, различных по своей природе
и функциям, а с другой, – все же взаимосвязанных общей целью в единую систему. МПР показы-
вает, как работает то или иное звено при достижении его целей, позволяет выделить основные,
ключевые, опорные юридические инструменты, занимающие определенное
иерархическое положение среди всех других.
МНР– организационное воздействие правовых средств, позволяющее в той или иной степе-
ни достигать поставленных целей, т.е. результативности, эффективности. Как и любой иной
управленческий процесс, правовое регулирование стремится к оптимизации, к действенности пра-
вовой формы, в наибольшей мере создающей режим благоприятствования для развития содержа-
ния полезных общественных отношений.
В связи с тем что МПР – сложное понятие, включающее систему
правовых средств, возникает потребность отграничить его от другой не менее сложной ка-
тегории, как, например, «правовая система». Тем более что, на первый взгляд, у них весьма схо-
жие определения. Так, под правовой системой обычно понимают совокупность юридических яв-
лений, существующих в обществе, весь арсенал правовых средств, находящихся в его распоряже-
Hosted by uCoz