Navigation bar
  Print document Start Previous page
 404 of 427 
Next page End  

404
средств, действующих в МПР, т.е. повысить уровень вероятности в достижении ценности и сни-
зить уровень вероятности в
воспрепятствовании этому процессу.
Совершенствование правоприменения «дополняет» действенность нормативного регулиро-
вания, а значит, и в целом МПР. Акты правоприменения – наиболее гарантирующий элемент, ко-
торый, в нужный момент подключаясь к нормативному регулированию, содействует своими си-
лами процессу удовлетворения интересов.
Соединение нормативного регулирования и правоприменения не обходимо, ибо, взятые по
отдельности, они сразу начинают демонстрировать свои «слабые стороны»: нормативное регули-
рование без индивидуального (без усмотрения) превращается зачастую в формализм, а правопри-
менение без нормативного (без общих правил) – в произвол. Вот почему МПР должен выражать
такую взаимосвязь различных правовых средств, представляющих различные виды правового ре-
гулирования, которая будет придавать управленческому процессу дополнительные преимущества.
Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие
в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правопри-
менение – учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации.
Оптимальное сочетание разных управленческих подходов в одном механизме придает ему
гибкость и универсальность, минимизирует сбои и остановки в его работе. «От правильного выбо-
ра правовых средств зависит в конечном счете достижение целей правового регулирования, а зна-
чит, эффективность права в целом. Недооценка, неверный выбор юридических средств, приемов,
заложенных в нормативной основе правового регулирования, приводят к сбоям в реализации
права, снижению правового эффекта».
Повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно, повлияет на качество
всего МПР, на укрепление законности и правопорядка.
Интересы человека – вот главный ориентир для развития и совершенствования элементов
МПР, повышения их эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетво-
рения данных интересов, механизм правового регулирования должен постоянно быть социально
ценным по своему характеру, должен создавать режим благоприятствования осуществлению за-
конных стремлений личности, упрочению ее правового статуса.
Сапун В А Инструментальная теория права в юридической науке//Современное государство и право Вопросы теории и истории. Влади-
восток, 1992 С 18.
ТЕМА 33. СТИМУЛЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ В ПРАВЕ (А.В. МАЛЬКО)
1. ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДЕЙСТВИЯ ПРАВА
Правовое регулирование не имеет ни вещественной, ни энергетической формы, а осущест-
вляется преимущественно на информационном уровне. Однако информация бывает разная: описа-
тельного характера (дескриптивная) и сугубо управленческая, нормативная, предписывающая
(прескриптивиая).
Если первый вид информации, как правило, устанавливается в преамбулах, нормах-
дефинициях и описывает состояние какого-л-ибо объекта, то второй вид сосредоточен в конкрет-
ных прямо воздействующих на интересы личности правовых средствах: правах и обязанностях,
поощрениях и наказаниях и т.п. Правовое регулирование осуществляется главным образом имен-
но с помощью управленческой информации, где четко конструируется модель требуемого дейст-
вия.
Здесь информационный аспект нельзя оторвать от психологического, ибо право как знако-
вая система способно регулировать поведение только тогда, когда адресуемая информация вос-
принята сознанием личности и трансформировалась в мотив ее деяния. Назначение различных
правовых средств как раз и состоит в том, чтобы информировать субъектов о возможностях выбо-
ра вариантов поведения в рамках права, воздействовать на их интересы в определенном направле-
нии, склонить к тому или иному поступку.
Сознание играет роль фильтра и «декодирует» правовые средства, влияющие на него, на
положительно-отрицательные факторы: «полезно – вредно», «выгодно – невыгодно». Исходя из
данных правовых средств и учитывая собственные интересы, человек строит соответствующую
программу действий.
Для исследования проблемы мотивации поведения личности необходимо прежде всего рас-
смотреть правовые средства в информационно-психологическом аспекте. Такими правовыми
Hosted by uCoz