Navigation bar
  Print document Start Previous page
 112 of 319 
Next page End  

112
Однако не только эти социально-экономические характеристики индивидуальных и коллектив-
ных форм земледелия важны для теории государства и права. Для теории государства и права вообще, а
для теории российской государственности в особенности, становится важной не столько экономическая
или социальная характеристика того или иного способа соединения крестьянина с землей, сколько связь
способа решения крестьянского вопроса с формой политической организации российского общества,
связь, которая четко прослеживается на протяжении вот уже, по крайней мере, трехсот лет.
Исторический опыт показывает, что постепенное закрепощение крестьянина, переход к общин-
но-крепостной зависимости (крепостное право) ведет и к становлению политической системы, в кото-
рой господствует деспотический, тоталитарный режим.
Опричнина Ивана Грозного, абсолютсткие  формы самодержавия в России ХVII-ХIХ веков име-
ют свои корни и таком соединении крестьянина с землей, при котором тоталитарная, административно-
полицейская деятельность государств только и способна поддержать, сохранить коллективно-
общинный земледельческий уклад.
По меткому выражению все того же С.Ю. Витте, община была более удобна, чем домохозяин, и с
«административно-полицейской точки зрения – легче пасти стадо, нежели, каждого члена стада в от-
дельности». Разумеется, существуют и иные взгляды на роль общинного земледелия. И очень часто в
услужливых политико-правовых учениях утверждалось, что «община» – это особенность русского на-
рода, что посягать на общину – значит посягать на своеобразный русский дух, на патриотические ло-
зунги. Община, мол, существовала с древности, это цемент русской народной жизни. Но община суще-
ствовала у многих народов, выросла из догосударственной организации общества, была примитивной
формой владения землей и исторически уступила во многих странах иной форме – индивидуальной
(семейно-хозяйственной) организации земледельческого труда – более прогрессивной, более соответст-
вующей демократическим формам государственной организации общества.
Община – и как способ жизнедеятельности и хозяйствования, и как бытовая основа крепостниче-
ской формы российской экономики – явилась на два столетия мощной опорой монархического правле-
ния, временами достигавшего абсолютистских значений (самодержавие), а также государственно-
тоталитарных форм политического режима.
И, напротив, освобождение крестьян от крепостной зависимости и общинной жизнедеятельности
в 60-х годах XIX века (реформы Александра II), апофеоз столыпинской реформы в начале XX века от-
крыли путь к либерализации политического режима, эволюции самодержавного, абсолютистского мо-
нархизма к пусть ограниченному, но временами даже конституционному, периоду развития монархии
(1905-1912 гг.). А политические, демократические преобразования на земле, проведенные в ходе Фев-
ральской революции 1917 года (передача земли тем, кто ее обрабатывает, начавшаяся ликвидация круп-
ного помещичьего землевладения) проходят параллельно с демократическим преобразованиями в фор-
ме правления, политическом режиме Российского государства. Становление экономической свободы
для основного российского производителя – крестьянина – с неизбежностью вело и к политической его
свободе.
Но, как известно этот процесс был прерван Октябрьской революцией. И уже через 10 лет, в кон-
це 20-х-начале 30-х годов начался под лозунгом «коллективизации» и «раскулачивания» новый период
общинного земледелия и крепостничества. На этом этапе стал осуществляться способ решения кресть-
янского вопроса – создание новой формы общинно-государственного земледелия – колхозно-совхозной,
в которой наряду с некоторыми новыми чертами просматриваются и традиционные властно-
тоталитарные отношения государства и общинников-земледельцев, характерные еще для государств
«азиатского способа производства» (об этих государствах шла речь выше, в главе о характеристиках
сущности государства). Воссоздание общинно-коллективного земледелия (а по существу, крепостного:
отсутствие паспортов, трудовая повинность, изъятие урожаев, приусадебных участков и т.п.) привело к
возникновению тоталитарной государственности – Советского социалистического государства. Поли-
тическая система российского общества на этом этапе формируется со всеми характерными чертами
распределительной социальной среды и обусловливает соответствующую государственно-
тоталитарную организацию жизни российского общества.
Рождающееся в муках в настоящее время, в конце XX века, новое освобождение крестьян (уже
потерявших мотивацию к труду, развращенных колхозно-совхозной системой), но тем не менее сохра-
нивших и любовь к земле, и понимание необходимости продуктивного земледелия, возрождение России
является объективной основой нарождающегося демократического политико-правового режима, парла-
ментско-президентской республики. Фермерство, как собирательное понятие преобразования чиновни-
Hosted by uCoz