Navigation bar
  Print document Start Previous page
 187 of 319 
Next page End  

187
Правоотношения традиционно занимают центральное место в теории права и я рассмотрю их
подробно в специальной главе. Здесь же отмечу следующее.
В отечественной теории государства и права правовому регулятору, как правило, придавалось
значение «социально-классового нормативного регулятора». Право определялось как система установ-
ленных или признанных государством обязательных правил поведения (норм), обусловленных соци-
ально-экономическим строем и обеспеченных возможностью принуждения, но прежде всего выражаю-
щих волю господствующего класса.
В некоторых работах уточнялось, что право – это не просто регулятор общественных отношений
и даже не просто классовый или социально-классовый регулятор, а государственный регулятор общест-
венных отношений. Обосновывалось это положение тем, что право, будучи нормативным выражением
государственной воли, всегда регулирует общественные отношения в интересах класса, осуществляю-
щего политическую власть в целях утверждения, охраны и развития соответствующего экономического
строя. Кроме того, государство использует право для регулирования общественных отношений, их упо-
рядочения, направления в желательное господствующему классу русло.
Как ныне относится к этим взглядам современная теория права? Прежде всего, удерживаются в
современных воззрениях представления о регулятивном назначении права, но резко критикуется, не
принимается сведение права к исключительно классовому «творчеству», к общей оценке права как вы-
разителя только классовых интересов и т.п. При этом следует также учитывать и отход в конце XX века
обществоведения от вульгаризации, абстрактных подходов к классовым структурам, тем определениям
классов, которые широко использовались на предыдущем этапе.
Определение права как нормативного регулятора вытекает из действительно существующей в
жизни группы социальных причинно-следственных связей, содержанием которых и является как раз
зависимость социального поведения людей от наличия и действия определенных правил, предписаний,
установлений, норм. В этой зависимости действует и механизм обратной связи, когда на изменение,
развитие, уточнение этих правил, если они оказываются недостаточными, неэффективными, непригод-
ными, влияет фактическое поведение адресатов, то, что получается реально в состоянии общества, его
отдельных сфер.
Здесь решающую роль играет социальная практика. Нормативное понимание права отражает не
только зависимость социального поведения в конечном счете от некоторых социальных реальностей
(правил поведения), но и обратную зависимость этих реальностей от социального поведения, т.е. отра-
жает взаимозависимость, взаимообусловленность причинно-следственных связей, при которых следст-
вие корректирует причину, ее формы, ее действие. Таким образом, здесь действительно налицо всегда
имеется та самая обратная связь, которая характерна именно для регулятора в любой системе – соци-
альной, биологической, технической и иной. Эта связь и право позволяет определять именно как норма-
тивный регулятор. Механизмом правового регулирования как одного из видов социальною регулирова-
ния становится при этом совокупность способов воздействия права на участников общественных отно-
шений: дозволения, запреты, позитивное обязывание. Эти способы правового регулирования и форми-
руют в конечном счете правовое состояние общества, поведение ею членов, их коллективных образова-
ний. Однако сводить нормативно-правовое регулирование исключительно к классовым интересам, к во-
ле господствующею класса было бы принципиально неверным.
Понятие права как нормативного регулятора, которое охватывает указанную выше зависимость,
является одной из самых узловых категорий юридической науки. Это, пользуясь терминологией Т. Ку-
на, парадигма юридического научного мышления, т.е. господствующая основная концепция (но не в
смысле наиболее распространимся а в смысле наиболее полно, глубоко и практически значимо раскры-
вающей суть явления). И как каждая парадигма, юридическая парадигма – понятие нормативно-
правового регулятора – представляет собой определенный итог длительного изучения соответствующей
группы причинно-следственных связей.
Таким образом, понятие нормативно-правового регулятора, с одной стороны, оказывается ито-
гом исторически длительного изучения соответствующей группы социальных реальностей, а с другой –
служит мощным импульсом научной и практической деятельности. Нормативно-регулятивное понима-
ние права несет с собой весьма полезную теоретико-прикладную программу действия права.
Парадигма в сущности и ценна этим своим методологическим значением. И точно так же, как в
истории происходила смена естественнонаучных парадигм, происходила и смена юридических пара-
дигм. В истории право в той или иной последовательности в разных обществах связывалось с равенст-
Hosted by uCoz