Navigation bar
  Print document Start Previous page
 192 of 319 
Next page End  

192
Царские посвятительные надписи, сделанные несколько тысяч лет назад в связи со знамениями,
видениями, гаданиями это и первые юридические правила, чаконы. В них отражались намерения, поже-
лания царя и даже социальная критика. С посвящений божествам начинаются отдаленные от нас 4 ты-
сячами лет первые законы Энтанему, Ур-Намму, Хаммураии и других царей (Древняя Месопотамия). В
этих первых законах в прологах указывалась связь с божествами (по указанию какого божества – по-
кровителя конкретного царя составлены законы), обосновывались, таким образом, их высшая юридиче-
ская сила и угодность божеству.
Возникновение писаного права в Древней Месопотамии, считает крупный специалист-историк
В. Якобсон, должно быть объяснено его генетической связью с более древним жанром – посвятитель-
ными царскими надписями.
Предсказательно-правовой регулятор используется в древности весьма эффективно для управле-
ния. Например, в позднеассирийском периоде в царских архивах Ниневии найдена значительная группа
текстов, содержащих адресованные богам вопросы по государственным делам. Ответ на каждый вопрос
состоит просто из списка особенностей внутренностей животных, осмотренных предсказателем. Имен-
но таким, весьма понятным для запрашиваемого образом он и дает по каждому пункту соответствую-
щее предсказание, почерпнутое из сборников. Набор ответов и являет в сумме положительный или от-
рицательный прогноз.
Жрецы докладывали об этих прогнозах царю и в доказательство давали слепки печени (если га-
дание шло по ней – так называемая гепатоспиция), писали подробные отчеты. Потом, поскольку «бума-
готворчество» и бюрократизм мучили управленцев (жрецов) и в древности, процедуру упростили – от-
чет стал состоять из вопросов о назначении чиновников, верности военачальников, действий неприяте-
ля и ответов богов (как правило, утвердительное перечисление знамений). А, так сказать, доказательст-
венный ряд – слепки печени, их подробное описание оказались опущенными.
Существовали и другие формы правового использования предсказаний. Так, ассирийские проро-
чицы богини Иштар из Арабела объявляли волю божества как эдикт (предписание) от третьего лица ли-
бо предсказывали от первого лица, отождествляя себя с говорившим через них божеством.
Греки в древности с помощью оракула решали и вопросы наказания тех или иных провинивших-
ся лиц.
Предсказания, право и мораль имели, таким образом, общую логическую структуру – «если-то-
иначе». Но постепенно у правовой нормы были выделены структуры ее реализации – гипотеза, диспо-
зиция, санкция, у предсказательной – протасис, аподосис. Нахождение логико-структурных элементов
различных правовых норм – большое завоевание научной мысли. Разумеется, исторически не сразу, но
в конечном счете условие, поведение, его обеспечение слились воедино, в норму.
Ибо сколь часто в истории случалось, да и сейчас случается, когда требуют «то» при отсутствии
«если» под угрозой «иначе». Условий выполнить не имеется, но требование остается. И наказание тоже.
Конечно, у права по содержанию все эти элементы логической структуры «если», «то», «иначе»
другие, чем у морали, другие, чем у предсказаний. И сила воздействия, и определенность у права иная,
чем у других регуляторов, да и обеспечивается право по-другому: возможностью государственного
принуждения, а мораль – главным образом общественным мнением или внутренними оценками – сове-
стью, чувством долга и т.п. Иные обеспечивающие механизмы у предсказаний – все больше вера, им-
пульсы бессознательного. Но логически структура все же одна и та же, универсальная структура соци-
ального регулятора: «если-то-иначе».
Кроме того, существует второй пласт логической структуры социального регулятора. У всех со-
циальных регуляторов лежит в основе набор из двух-четырех своеобразных «кирпичиков», «модулей»,
различные комбинации которых и дают собственно тот регулятивный эффект, ради которого они и ис-
пользуются в человеческом бытии. У права это модули – обязательно, разрешено, запрещено, безраз-
лично или, если проще: должно, можно, нельзя. Этот пласт логической структуры мы обнаруживаем и
любой правовой норме: она либо какое-то поведение объявляет обязательным, либо что-то запрещает,
либо что-то разрешает, либо что-то для нее безразлично.
То же и мораль – добро, зло, справедливо, стыдно, совестно или, если проще, модули: «хорошо-
плохо», «полезно-вредно».
Предсказание – счастье, несчастье, бедствие, процветание, голод, эпидемии, войны и т.д. или, ес-
ли проще, модули: «благоприятно-неблагоприятно».
В воздействии этих модулей и их комбинаций на человека, на его психику и через нее на поведе-
ние и заключено, в сущности, регулятивное значение.
Hosted by uCoz