Navigation bar
  Print document Start Previous page
 232 of 319 
Next page End  

232
Для характеристик особенностей социалистической правовой системы он, в частности, использу-
ет такой критерий, как подчинение права политике, для мусульманской – роль религиозного фактора в
правовой системе и т.д.
Действительно, плюрализм правовых систем – это объективная реальность правового развития
человечества. От приоритетов нравственных начал в регулировании общественных отношений (некото-
рые азиатские системы) до сугубо правовой регламентации в европейских странах – такова палитра со-
временной системности права.
Так, в мусульманской правовой системе религиозные нормы определяют брачно-семейные от-
ношения, в частности, развод, запрет ростовщичества, налог на поддержание религии и многие другие
социальные правила поведения. Среди них – поистине священное отношение к чужой собственности,
особенно к земле. Почему и не были приняты в этих странах революционные попытки земельных ре-
форм, на что так надеялись в некоторых странах революционеры, начинавшие по западной модели в XX
веке народно-демократические революции (Афганистан, Йемен и др.).
Ислам закрепляет роль религиозного лидера – фаттиха, стоящего во главе народа, государства
(Хомейни в Иране). Но тот же сам ислам содержит и нормы о джихаде (священной войне) против не-
верных, для завоевания их земель.
Для африканских правовых систем характерным является сочетание статутного, бывшего коло-
ниального права, и обычною, местного права.
А у таких огромных азиатских регионов, как например, Китай, правовые системы имеют очень
большую специфику. Так, в китайском обществе широко распространено конфуцианство с его идеала-
ми справедливости, добра, приоритета морали, почитания и даже культа опытного добродетельного ру-
ководителя, старшего человека. Почитать, слушаться такого добродетельного человека, самому следо-
вать моральным правилам – этот поток в море регулирования жизнедеятельности китайского общества
является, пожалуй, самым мощным, да и насчитывает он уже более двух с половиной тысяч лет. Все это
свидетельствует о многообразии правовых систем, подчас непригодности правовых ценностей Запада,
их неприятии в странах Востока, Юга. Но нормативно-регулятивное значение права, его социальное на-
значение и ценность приобретает в конце XX века общепланетарный характер.
Теперь о том, что такое структурность права. Теоретически структура права определяется как
характеристика внутреннего строения права. И концепция правовых норм позволяет определить это
внутреннее устройство права, поставить структурные знания на службу научным и практическим це-
лям. На основе правовых норм – первичных клеточек структуры – выделяются в теории правовые ин-
ституты. Это более крупные объединения правовых норм по общему предмету регулирования, напри-
мер, авторское право, наследственное право, избирательное право и т.п. Иными словами, если исполь-
зовать метафору, это уже своеобразные молекулы, а не атомы права. Практическое значение конструк-
ции правового института, прежде всего информационное. Правовой институт позволяет юристам, адре-
сатам нормы отыскивать в правовых массивах те или иные нормы, четко относящиеся к предмету регу-
лирования.
Дело в том, что правовые нормы, входящие в конкретные правовые институты, как правило,
сгруппированы в источниках права в отдельных разделах, частях.
Кроме того, правовые институты позволяют комплексно, всесторонне регулировать, упорядо-
чить соответствующий вид общественных отношений.
Следующие крупные структурные подразделения права – это отрасли права: семейное, трудовое,
уголовное, гражданское право, иные отрасли права. Эти структурные подразделения объединяют в еди-
ный комплекс правовые институты, позволяют регулировать, стабилизировать целые области жизне-
деятельности общества, а не только отдельные виды общественных отношений.
Традиционно отрасли права выделяют по единству предмета и метода правового регулирования.
Но эти критерии хорошо работают лишь в сфере уголовного и гражданского права.
Действительно, для гражданского права характерным является та сфера жизнедеятельности об-
щества, которая связана с имущественными отношениями (куплей-продажей, арендой, дарением, обяза-
тельствами и т.п.), а также с личностными отношениями, связанными с имущественными, – честью,
достоинством, словом, характеристикой личных качеств участника имущественных отношений. Ведь
эти личные характеристики играют большую роль для доверия к участнику экономического оборота,
имеют своеобразную моральную «ценность».
И если и этой сфере можно выделить конкретный предмет регулирования, то также четко можно
выделить и правильный метод этого регулирования. Этот метод – отношения равенства, эквивалентно-
Hosted by uCoz