Navigation bar
  Print document Start Previous page
 255 of 319 
Next page End  

255
– Опубликование (обнародование) закона (срок, порядок, источник опубликования – официаль-
ная газета, ведомости).
Соблюдение этапов законодательного процесса обеспечивает не только появление закона в уз-
ком формальном смысле, но и его высокое качественное содержание, его соответствие потребностям
законодательного регулирования.
В рамках этой процедуры разрешаются и такие коллизии, которые возникают в случаях несогла-
сия отдельных субъектов законодательного процесса по созданию конкретного закона. Сюда относятся
отклонение и возвращение верхней палатой закона, принятого нижней палатой, на новое рассмотрение,
неподписание президентом принятою закона – наложение вето, процедуры преодоления вето президен-
та и т.д. Но, подчеркну, все эти особенности законодательного процесса являются все же предметом,
материей науки государственного (конституционного) права.
К теории права относится лишь выяснение социальных факторов, определяющих разделение
компетенции законодательного органа и президента (в президентской республике), правительства и за-
конодательного органа (в парламентской республике) и т.д.
Основной задачей законодательного органа является правотворчество, он должен «давать зако-
ны». Однако это не всегда удается: не хватает профессионализма, захлестывают политические страсти,
борьба с исполнительной властью.
Например, законотворческая деятельность Государственной Думы Федерального Собрания Рос-
сийской Федерации в 1996 году оценивалась весьма критически. Основной упрек депутатам заключался
в том, что вместо законодательной работы они занимались политической деятельностью – слушаниями
по тем или иным политическим вопросам, превращали парламент в политический клуб. Вот некоторые
характеристики, которые использовали критики.
С 7 февраля 1996 г. по 5 апреля 1996 г. в повестку дня заседаний Госдумы было включено 224
вопроса. Из них собственно законодательству было посвящено 97. Разумеется, парламент должен по
необходимости заниматься политическими дебатами, принятием различных политических заявлений,
обращений, деклараций. Но за сто дней деятельности Думы таких постановлений-заявлений было при-
нято 260. А законопроектов рассмотрено всего 66. Из 30 федеральных законов, принятие которых пре-
дусмотрено Конституцией, принято только 12.
За рамками правового регулирования остались технология принятия федеральных законов, неко-
торые вопросы деятельности федеральных законов исполнительной власти, разграничение предметов
ведения между органами государственной власти РФ и ее субъектами, правовой режим чрезвычайного
положения, порядок созыва и деятельности Конституционного собрания, Совета Безопасности. Из 21
закона, предусмотренного новым Гражданским кодексом, Дума смогла принять только один. Между
тем, справедливо отмечается критиками, без законов «О государственной регистрации юридических
лиц», «Об основах лицензирования», «Об обществах с ограниченной ответственностью» невозможно
реализовать положение Гражданского кодекса о субъектах гражданского права.
Современное состояние законодательного процесса в Госдуме свидетельствует о социальной
обусловленности права и его развитии, о содержании правотворчества как сферы социальной борьбы.
Определенный состав законодателей блокирует, по существу, принятие законопроектов, направленных
на продолжение демократических и экономических преобразований в России. Идеалы прежнего социа-
листического устройства государства и общества владеют умами многих избирателей и их представите-
лей в парламенте. В то же время глава государства, руководители многих звеньев исполнительной вла-
сти, их многочисленные сторонники рвутся к дальнейшим преобразованиям, возрождению России, ее
прорыву в современные формы цивилизационного существования.
Но без правового обеспечения этих социально-политических устремлений, без системы необхо-
димых законов дело не идет, конфликт в сфере правотворчества между разными социальными институ-
тами России разгорается.
Нужны законы об организационно-правовой форме различных звеньев государственного устрой-
ства (например, о государственных учреждениях), о борьбе с коррупцией, о праве на информацию, о
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними, о порядке возмещения
материального ущерба в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы, пенсий и других соци-
альных выплат гражданам России и ряд других. Особенно нуждается в дальнейшей правовой конкрети-
зации законодательное решение о праве частной собственности на землю, которое имеется в Конститу-
ции, но блокируется принятием Земельного кодекса в соответствующей редакции, ревизующей консти-
туционную норму.
Hosted by uCoz