Navigation bar
  Print document Start Previous page
 281 of 319 
Next page End  

281
тунеядством и дом конфисковался государством. Но что постановление правительства было секретным
и у соответствующего собственника конфисковался дом, хотя ему и не сообщали, на каком основании.
Многие акты законодательства, которыми определялась после войны горькая участь возвра-
щающихся из плена, на основе которых осуществлялись депортации целых народов Северного Кавказа,
также были закрытыми.
Поэтому норма Конституции Российской Федерации 1993 года о том, что «закон подлежит офи-
циальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются» (часть 3 статьи 15 Конститу-
ции) – это великое завоевание отечественной демократии, продвижение к развитию прав и свобод рос-
сийских граждан.
Более того, Конституция устанавливает, что «любые нормативные правовые акты, затрагиваю-
щие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубли-
кованы официально для всеобщего сведения». Вот при таких условиях принцип «незнания закона не
освобождает от ответственности» действительно может действовать и обеспечивать правомерное пове-
дение.
Однако иллюзией было бы представлять, что граждане только и делают, что ищут и изучают за-
коны, чтобы вести себя правомерно. Нет ничего более далекого от действительности, чем подобное
представление.
Социологические исследования показывают, что каналов, по которым гражданин получает пра-
вовую информацию, несколько. Рассмотрим некоторые из них.
Это прежде всего официальный канал – ведомости, газеты. Важную роль играют также иные
средства массовой информации, которые придают в настоящее время новые грани процессу юридиза-
ции общества, например телевидение.
Узнают о праве граждане в специализированных информационных узлах общества – юридиче-
ских консультациях, агентствах, фирмах.
Важный источник – сведения от уже «попавших» в жернова юстиции соседей, родственников,
«бывалых» людей.
Правовые сведения дают работники различных государственных органов, общественных органи-
заций. Наконец, в конце XX века создаются компьютерные телекоммуникационные системы правовой
информации, которые вообще переводят правовую осведомленность граждан на новый уровень.
И все же требовать от каждого, чтобы он знал все право, разумеется, было бы нелепо. Даже юри-
сты не обладают этим знанием. В лучшем случае они знают, «куда надо посмотреть».
Однако для гражданина знание общих принципов, начал отечественной правовой системы, кото-
рые формируют правомерное поведение, является и возможным, и обязательным. А знание конкретных
правовых норм, необходимых для нормальной жизнедеятельности, например для занятий предпринима-
тельством, для определения условий труда, всегда можно почерпнуть из соответствующих правовых
каналов.
Да так было и всегда в истории правовой жизни человечества. Заповеди Моисея, Законы XII таб-
лиц, Билль о правах, основные права и свободы в Конституции и т.п. – это поистине главные ориентиры
правомерного поведения в разные эпохи, в разных странах и «выучить» их было всегда возможно.
На этой основе субъект права всегда может оценить и организовать свое поведение, определить
его общественное значение, осуществить свои права и свободы не за счет прав и свобод других граж-
дан, пожелать или сознательно допустить те или иные последствия своего поведения. Социально вред-
ным стало сейчас в России открытие по экономическим конъюнктурным соображениям юридических
факультетов в сельскохозяйственных и подобных им вузах. Нет ни преподавателей, ни учебников, а
погоня за средствами абитуриентов просто безнравственна.
Вот почему порой совсем бессмысленным является хаотическое преподавание различных юри-
дических отраслевых дисциплин в школах, технических учебных заведениях, чуть ли не в детских са-
дах. Это не правовое просвещение, а его профанация. Общие начала, принципы – да, это всем. А специ-
альные знания все же надо оставлять юристам. Иначе все это – не формирование в обществе юридиче-
ского мировоззрения, а нечто несуразное.
Правомерное поведение может иметь активный характер – соответствующие действия. И это
один вид правомерного поведения. Это поведение может иметь и пассивный характер – бездействие,
воздержание от действия. И это иной вид, но также правомерного поведения, если оно соответствует
требованиям диспозиции правовой нормы.
Hosted by uCoz