Navigation bar
  Print document Start Previous page
 301 of 319 
Next page End  

301
В прошлом, в дореволюционной России, был хороший способ останавливать бесконечный поток жалоб.
Каждая жалоба должна была писаться на гербовой бумаге, с жалоб взимался при их подаче гербовый
сбор. Воспитание уважения к молодым демократическим институтам России – институту президентст-
ва, Федеральному Собранию – еще одна задача правового воспитания граждан. Словом, правовое вос-
питание – это целенаправленная система мер, просветительских образовательных и иных, формирую-
щая установки уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилакти-
ки правонарушений. Своим адресатом правовое воспитание имеет граждан, должностных лиц. С учетом
новой важной социальной роли средств массовой информации особое значение приобретает правовое
воспитание журналистов.
Идеалом правового воспитания является юридический всеобуч. Однако не следует преувеличи-
вать роль правового воспитания. Иллюзией является представление, что если всех обучить праву, то ис-
чезнут правонарушения. Все же главное – это жизненный юридический опыт каждого гражданина. И
если этот опыт расходится с официальными и неофициальными просветительскими установками, при-
оритет будет за жизненным опытом. Не менее важны в правовом воспитании и качество законодатель-
ства, и формы правоприменения, и соблюдение договорных обязательств, судебная защита прав, свобод
и законных интересов гражданина.
Сочетание знания правовых принципов и разумных конформистских убеждений – мощный фак-
тор стабильности, упорядоченности в правовой сфере.
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ. ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ
Коэволюция права и человека. Понятие личности. Свобода личности и право. Права и сво-
боды человека и гражданина, их система. Правовой статус и реальные положения личности.
Личность и законность. Внутригосударственная и международно-правовая защита прав и свобод
человека и гражданина. Государство и личность.
Важная тема теории права возникает из размышлений об идеалах, о глобальной цели права, его
предназначении, его адресате. Ведь регулировать общественные отношения – это по самому крупному
счету значит служить не только коллективным образованиям, обществу, государству, но прежде всего
человеку. Создать в конечном счете правовые условия для благополучия и благосостояния, безопасно-
сти и творческого развития, процветания каждого индивида, каждого члена общества и его семьи – эта
высокая гуманистическая задача всегда формулируется, присутствует в таких размышлениях.
Разумеется, когда задумываешься над тем, как она реализуется на практике, понимаешь как она
трудна, порой противоречива, кажется даже нерешаемой, особенно в исторических ситуациях, когда
право пытаются использовать для благополучия одних членов общества за счет других.
И вместе с тем обсудить возможность решения этой задачи, а для этого описать, объяснить,
спрогнозировать взаимодействие права как целостного социального института и человека – становится
объективно необходимым. Это ведь и одна из актуальных сторон предмета теории права, о котором
речь шла еще в первой главе. Право и человек – изучение этого взаимодействия, органично связанного с
предметом теории права, позволяет лучше понять и процессы возникновения права, и его функциони-
рование, и развитие, а также удивительную коэволюцию (совместную, параллельную эволюцию) права
и человека.
А начинать надо с того, чтобы разобраться в таких понятиях, используемых в юридических тек-
стах, как человек, гражданин, индивид, личность, лицо, член общества. О ком идет речь?
Прежде всего отметим, что такие понятия не являются продуктом терминологического произво-
ла, а появились объективно, знаменуя собой этапы эволюции правовых условий жизнедеятельности и
общежития человека и, соответственно, развития правовых характеристик эволюции самого человека.
Собственно изучение коэволюционных процессов, как отмечалось выше, при сопоставлении
диалектики и синергетики, входит в методологию синергетики. Но проявление коэволюционных про-
цессов в правовой сфере, особенно при рассмотрении взаимодействия права и человека, – это уже и
предмет теории права. Особенно значимым он оказался при изучении процесса становления личности
человека.
Откуда вообще появилось понятие «личность», а затем и понятие «лицо» (свобода личности, фи-
зическое лицо, юридическое лицо)?
Ответ мы находим в глубокой древности, по крайней мере в верхнем палеолите 20-15 тыс. лет
назад, когда в условиях присваивающей экономики человек пользовался маской, «личиной» для успеш-
Hosted by uCoz