Navigation bar
  Print document Start Previous page
 52 of 319 
Next page End  

52
рии утверждается, что всем государствам определенной исторической эпохи свойственны одни и те же
сущностные черты.
С позиций формационной теории, как она традиционно трактовалась в отечественной марксист-
ско-ленинской теории государства, тип государства, т.е. фактически главное и решающее в его природе,
определяется тем, какому классу (классам) оно служит, а значит, в конечном счете какому экономиче-
скому базису данного общества, формирующему эти классы. Другими словами, тип государства с этих
позиций есть совокупность тесно взаимосвязанных черт государства, соответствующих определенной
классовой структуре общества, которая в свою очередь обусловлена экономическим базисом общества.
Иначе решается вопрос о типе государства (и соответственно типологии государств) в рамках
цивилизационного подхода. Согласно цивилизационной теории тип государства, его социальная приро-
да определяются в конечном счете, как уже подчеркивалось, не столько объективно-материальными,
сколько идеально-духовными, культурными факторами. Как пишет, например, в своем фундаменталь-
ном труде «Постижение истории» известный английский историк и философ А. Тойнби, «культурный
элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономиче-
ский и тем более политический планы кажутся искусственными, несущественными, заурядными созда-
ниями природы и движущих сил цивилизации».
Цивилизационный подход выделяет три важных принципа соотношения государства и духовно-
культурной жизни общества.
1. Природа государства определяется не только реально существующим соотношением сил, но
также накопленными в ходе исторического процесса и передаваемыми в рамках культуры представле-
ниями о мире, ценностями, образцами поведения. Рассматривая государство, необходимо учитывать не
только социальные интересы и действующие силы, но и устойчивые, нормативные образцы поведения,
весь исторический опыт прошлого.
2. Государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то
же время как часть мира культуры. Это позволяет избежать схематизации государства и особенно про-
водимой им политики как результата отвлеченной игры сил и, наоборот, раскрыть связь государствен-
ной власти и престижа, морали, ценностных ориентации, сложившегося мировоззрения, символики и
т.д.
3. Разнородность культур – во времени и пространстве – позволяет понять, почему некоторые
типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в своем развитии и других усло-
виях. В сфере государственной жизни особое значение придается различиям, вытекающим из своеобра-
зия национальных культур и черт национального характера.
В соответствии же с догматизированной марксистской формационной теорией типология госу-
дарств своим основанием имеет общественно-экономические формации. Каждая такая формация вызы-
вает к жизни определенный исторический тип государства. Поскольку в истории человечества таких
формаций выделялось пять: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и ком-
мунистическая (социалистическая), и с каждой из них, кроме первой, связывался определенный тип го-
сударства, был сформулирован в рамках марксизма основополагающий тезис, гласивший, что история
знает четыре исторических типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социали-
стический.
С точки зрения традиционно толкуемой догматизированной формационной теории, рабовладель-
ческое государство – это первый исторический тип государства, возникший в результате разложения
первобытнообщинного строя и представлявший собой политическую организацию экономически гос-
подствующего класса рабовладельцев. Экономический базис рабовладельческого общества составляет
полная собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников
производства – рабов. Рабовладельческая собственность является первой формой частной собственно-
сти. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности ра-
бовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.
Государство необходимо рабовладельцам для удержания в повиновении огромных масс рабов,
подавления их сопротивления. По своей сущности оно является машиной организованного насилия ра-
бовладельцев, главным средством охраны, укрепления и развития рабовладельческого экономического
базиса. Формационная теория, в ее преимущественно сталинской интерпретации, относит к рабовла-
дельческому типу государств помимо античных государств – Афинского и Римского – многочисленные
государства Древнего Востока: Египет, Вавилонское государство, Ассирию, Хеттское царство, Индию и
Китай. В качестве разновидностей рабовладельческого типа государства называют, например, города-
Hosted by uCoz