Navigation bar
  Print document Start Previous page
 60 of 319 
Next page End  

60
Согласно этой концепции, государство – лишь орудие классового господства, но, поскольку классов в
коммунистическом обществе нет, в нем нет места и государству. Последнее допускалось только на пер-
вый период после революции для защиты ее завоеваний.
С изъянами прежнего понимания формационной теории связаны и не совсем точные представле-
ния о смене типов государств. В соответствии с подобным пониманием смена этих типов осуществляет-
ся в результате революции. И должна была бы иметь определенную последовательность и постоян-
ность.
Однако историческая эпоха перехода от позднеродовой, соседской общины к первичной ранне-
классовой государственности, а затем к азиатским, античным, феодальным ее формам, сопровождалась
появлением множества смешанных типов государств. Это было результатом их конвергенции, взаимно-
го влияния и взаимопроникновения.
Отсюда полилинейность развития государственных форм, их многовариантность. Но в господ-
ствующей ранее отечественной идеологии утвердилась монолинсйная картина истории эволюции госу-
дарственных форм, прогресса государственности, что сделало ее малосопоставимой с реальным ходом
истории. Для периодов между общественными формациями характерно постоянное возрастание много-
вариантности государственно-правовых форм. В подобные периоды возможна реализация самых разно-
образных путей и форм государственного развития, и в общем нет оснований считать одни из них пред-
почтительнее других.
Малоприемлемы и вульгарные представления об эксплуататорских и неэксплуататорских типах
государств. Достаточно вспомнить, какие свирепые формы эксплуатации человека сохраняло социали-
стическое государство. Ведь в таком государстве – разновидности государства при азиатском способе
производства – над обществом (по существу большой общиной) возвышается слой управляющих им
лиц – бюрократия, – постепенно становящийся господствующим классом. Здесь происходит инверсия:
не собственность порождает власть, а наоборот, власть – собственность.
В современных условиях требуется и иное понимание процесса взаимосменяемости буржуазного
и социалистического государства.
Так, пересмотрен тезис о том, что нельзя идти от капитализма (и соответственно буржуазного
государства) вперед, не идя к социализму (социалистическому государству). По теории Маркса, капита-
лизм с его государственностью – высшая точка экономической формации. Хотя «важно однако то, – за-
метил К. Поппер по этому поводу, – что «капитализм» в том смысле, в каком Маркс употреблял этот
термин, нигде и никогда не существовал. На такой прекрасной планете Земля – он реален не более, чем
дантовский Ад». И нет никаких оснований полагать, что именно в этой точке он должен потерпеть крах.
За капитализмом и его государственными формами начинается иная фаза развития, получившая назва-
ние постиндустриального общества. Но это вовсе не равнозначно упадку общества, производства и го-
сударственной сферы жизни. Именно стабильность наблюдается сегодня в общественной и государст-
венной жизни постиндустриальных стран Запада. Само существование современного западного обще-
ства и его государства закономерно, ибо по достижении своего расцвета многовариантность общест-
венного и государственного развития объективно возрастает. Поэтому современные западные общества
и их государства – не пережиток прошлого, а принципиально новая система. Кроме того, и это уже до-
казано практикой, существует возможность возвратных процессов при смене типов государств. Как по-
казал, в частности, ход событий в бывших социалистических странах в начале 90-х годов, переход от
буржуазного государства к социалистическому не носил необратимого характера. Именно об этом сви-
детельствует своеобразная реставрация капитализма и присущих ему форм государственной жизни в
бывшем социалистическом мире.
Таким образом, современная теория государства формулирует наиболее полное определение го-
сударства, опирающееся на его характеристики и понимание. Оно может быть только таким определе-
нием, которое уходит от гиперболизации классовой сущности.
Это определение должно включать взятую в комплексе политически-властную, структурную,
территориальную организацию общества, имеющую социальное назначение, прежде всего выражать и
защищать общссоциальные цели и интересы, функционировать и развивать на правовой основе, исполь-
зовать в необходимых случаях принудительную силу для обеспечения стабильности, осуществления
государственной власти и укрепления правопорядка.
ГЛАВА ПЯТАЯ*. УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВА
Hosted by uCoz