Navigation bar
  Print document Start Previous page
 104 of 165 
Next page End  

104
67. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
Государство как политическая организация, как властная система, пронизывающая все
общество, может быть устроено по-разному. Над тем, как наилучшим образом организовать,
построить государство, люди бьются, пожалуй, с момента его зарождения. Ибо в
государственно-организованном обществе от этого зависят их жизнь и благосостояние.
Такие явления, как революции, гражданские войны, напрямую связаны со стремлением
людей изменить устройство (строй) государства и общества.
Еще с древних времен, со времен античности устройство государства, его строение
выражалось в понятии «форма государства». Нужно отметить, что в философии и
юриспруденции того времени категории «форма» вообще придавалось большое значение.
Римские юристы говорили: «форма дает бытие вещи».
Существует три основных смысла философской категории «форма»:
- как разновидность чего-либо («формы диктатуры пролетариата»);
- как проявление, выражение чего-либо вовне (внешняя форма);
- как способ устройства, внутренней организации чего-либо (внутренняя форма).
Когда речь идет о форме государства, имеется в виду форма как способ устройства.
Однако здесь нужно обратить внимание на одно обстоятельство общефилософского
характера. А именно на то, что за исключением понимания формы как способа выражения
вовне (внешней формы) за «формой»
всегда стоит какое-либо целостное явление (при
этом данное явление в одном отношении может рассматриваться как форма, а в другом - как
содержание). А вот за «формой государства» никакого целостного явления нет. То, что
обозначается как «форма государства», представляет собой, по существу, лишь набор
основных параметров, позиций, которые издавна для характеристики государства
представляются главными: исходя из них, государство может быть охарактеризовано как бы
наиболее полно.
Доказательством изложенного тезиса является то, что применительно к форме
государства
не могут быть выделены ее виды, ибо о таковых можно вести речь лишь
применительно к целостным образованиям. И, действительно, если обратиться к литературе,
то можно заметить, что в ней ведется речь о видах формы правления, о видах формы
государственного устройства, о видах политического режима, но никогда о видах
формы
государства.
В этой связи безосновательно форму правления, форму государственного устройства и
политический режим именовать «элементами» формы государства. Ибо элемент - это всегда
часть (функциональная единица) какого-либо целого. Перечисленные же явления
представляют собой хотя и основные, но весьма разнородные характеристики такой сложной
системы, как государство. Не случайно в теории государства существует позиция, по
которой политический режим выносится за пределы формы государства. И надо заметить,
что такой подход к истине ближе.
«Форма государства», как уже замечалось, - это достаточно древняя категория
государствоведения, которая устраивала мыслителей того времени. Однако с тех пор и наука
в целом, и методология исследования систем в частности ушли далеко вперед. И новейшие
знания о системах в изучении и характеристике государства как сложной социальной
системы тоже нужно использовать. Так, с точки зрения современных представлений о
системах можно сделать вывод, что «политический режим» характеризует
динамическую,
функциональную сторону государства: то, как оно действует, властвует, какую
политическую атмосферу создает в обществе. Категории же «форма правления» и «форма
государственного устройства» имеют непосредственное отношение к характеристике
строения государства.
Традиционно на основе понятия «форма правления» проводится анализ высших
(верховных) органов государственной власти как целостной подсистемы государства. Как
и любая система, подсистема высших органов государства имеет две стороны:
состав
Hosted by uCoz