Navigation bar
  Print document Start Previous page
 147 of 165 
Next page End  

147
- основанием права могут служить только договоры и соглашения. В противовес
естественному праву Руссо была выдвинута идея права политического, то есть основанного
на договорах;
- основой любой законной власти среди людей могут быть лишь соглашения: законная
власть возникает в результате добровольного соглашения свободных и добродетельных
людей. При этом божественное происхождение власти отвергается;
- в результате общественного договора образуется ассоциация равных и свободных
индивидов: свобода и равенство участников договора обеспечивают объединение народа в
неразрывное целое (коллективную личность), интересы которого не могут противоречить
интересам частных лиц;
- по условиям общественного договора суверенитет принадлежит народу. При этом
народный суверенитет понимается как общая воля народа. Он неотчуждаем и неделим. Руссо
подчеркивал, что передаваться может власть, но никак не воля;
- сущность теории общественного договора заключается в передаче власти народом
государству. Такое общественное соглашение, по словам Руссо, дает политическому
организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами;
- во всех формах правления суверенитет и законодательная власть принадлежат всему
народу, который является источником власти;
- всякое правление посредством законов Руссо считал республиканским правлением.
«Таким образом, - подчеркивал он, - я называю Республикой всякое Государство,
управляемое посредством законов, каков бы ни был при этом образ управления им».
Народный суверенитет - основополагающий принцип республиканского строя. При
народовластии возможна только одна форма правления - республика, тогда как форма
организации управления может быть различной - монархией, аристократией или
демократией, в зависимости от числа лиц, участвующих в управлении. Руссо замечал, что в
условиях народовластия «даже монархия становится республикой»;
- народ имеет право не только изменить форму правления, но и вообще расторгнуть
само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу;
- подчеркивая неделимость суверенитета, Руссо выступил против разделения властей:
системе разделения властей Руссо противопоставил идею разграничения функций органов
государства.
В действительности общественный договор никогда не заключался. Видимо, прав Г.Ф.
Шершеневич, когда замечает, что теорию общественного договора следует оценивать не с
точки зрения исторической действительности, а как определенный методологический прием.
«Для них (сторонников этой теории. - В.П.) не важно, - пишет Шершеневич, - было ли так
в истории или нет, для них важно доказать, какой вид должно принять общество, если пред-
положить, что в основании его лежит общественный договор, обусловленный согласием
всех, без чего никто не может считать себя связанным общественными узами».
Вместе с тем теория общественного договора во многом способствовала развитию
демократической традиции в теории и на практике. Под влиянием теории общественного
договора формировалась, в частности, государственность Соединенных Штатов Америки.
88. ТЕОРИЯ СОЛИДАРИЗМА
Идеи солидаризма получили значительное распространение в конце XIX -начале XX вв.
Их теоретической основой была социологическая доктрина, взгляд Огюста Конта на
общество как на единое целое. Понятие «солидарность», выдвинутое основателем
социологии Огюстом Контом, получило развитие в книге французского социолога Эмиля
Дюркгейма «О разделении общественного труда» (1893 г.). Те же идеи развивались в книге
французского политического деятеля Л. Буржуа «Солидарность» (1897 г.). Построить на ос-
нове идей солидарности политико-правовую концепцию предпринял попытку профессор
юридического факультета в Бордо Леон Дюги (1859-1928 гг.) в книге «Государство,
объективное право и положительный закон» (1901 г.).
Hosted by uCoz