Navigation bar
  Print document Start Previous page
 151 of 165 
Next page End  

151
Говоря о предмете теории права и государства, следует проводить различие между
наукой и
учебной дисциплиной. Учебная дисциплина базируется на науке, может иметь
одно с ней название, но это разные системы, каждая из которых имеет свою цель и свое
строение. Учебная дисциплина представляет собой систему определенных теоретических
сведений, построенную в соответствии с конкретной учебной программой и
предназначенную для подготовки специалистов того или иного профиля. Учебная
дисциплина ничего не изучает (она изучается сама), и поэтому она не обладает такими
характерными для науки атрибутами, как предмет и метод. Применительно к учебной
дисциплине можно говорить лишь о специфике ее построении, методике изложения научных
сведений. Поэтому заблуждается проф. Бабаев, когда находит предмет и метод у учебной
дисциплины, отождествляя их с предметом и методом науки (см.: Общая теория права: Курс
лекций. Нижний Новгород, 1993. С. 34).
Предмет теории права и государства является достаточно сложным образованием, и
составляющую его проблематику можно определенным образом сгруппировать.
Исследование предмета теории права и государства предполагает характеристику:
а) сущности права и государства;
б) общих черт, присущих праву и государству любого типа и любой системы;
в) общих закономерностей генезиса (происхождения) права и государства;
г) типов и форм права и государства;
д) общих закономерностей, принципов, механизмов развития и функционирования права
и государства;
е) общих закономерностей связи права и государства друг с другом и другими
социальными явлениями; и др.
Нужно заметить, что к предмету теории права и государства относится и проблематика,
связанная с ее «самопознанием» - с характеристикой ее предмета, метода, места в системе
наук и т. п. То есть и тот вопрос, который обсуждается сейчас.
Сложность предмета теории права и государства определяется и тем, что он охватывает
не только статические моменты (собственно право и государство), но и их
динамику
частности, процесс правового регулирования).
Следует учитывать и то обстоятельство, что предмет общей теории права и государства
складывается, собственно, из предметов двух, хотя и тесно связанных, но тем не менее
самостоятельных теорий - общей теории права и общей теории государства. Это тоже
накладывает свой отпечаток на своеобразие предмета данной науки. Скорее всего, что в
дальнейшем общая теория права и государства будет существовать лишь как комплексная
учебная дисциплина, базирующаяся на двух науках - общей теории права и общей теории
государства.
Проф. С.С. Алексеев предлагает в предмете общей теории права выделять:
а) закономерности права;
б) догму права - непосредственное юридическое содержание правовых отраслей;
в) технику юриспруденции - средства и приемы практической работы юридических
органов по правотворчеству и применению права.
Существует точка зрения, что к предмету теории права и государства относятся
«основные государственно-правовые понятия, общие для всей юридической науки» (проф.
М.И. Байтин). В целом это верно, но лишь в том случае, когда происходит «самопознание»
теории права и государства. Во всех других случаях общетеоретические понятия, выводы,
конструкции выступают
результатам разработки предмета и входят непосредственно в
информационную систему науки, в ее содержание.
91. МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
Знаменитый немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель говорил, что метод
есть орудие, которое стоит на стороне субъекта, есть средство, через которое субъект
соотносится с объектом. Таким образом, метод как определенное
средство может касаться
Hosted by uCoz