Navigation bar
  Print document Start Previous page
 159 of 165 
Next page End  

159
Повышенное внимание к проблемам системного подхода в настоящее время объясняется
соответствием его как метода усложнившимся задачам общественной практики, задачам
познания и конструирования больших, сверхсложных систем. Но не только этим. Феномен
системного подхода отражает прежде всего определенную закономерность в развитии самой
науки. Одной из предпосылок, определивших современную роль системного подхода в на-
уке, является бурный рост количества информации — «информационный взрыв».
«Преодоление противоречия между ростом количества информации и ограниченными
возможностями ее усвоения может быть достигнуто с помощью системной реорганизации
знания» (А.И. Уемов).
До недавнего времени в научном познании преобладал аналитический подход (отчего
слово «анализ» стало синонимом научного исследования вообще), который как метод
научной деятельности не утратил своего значения до сих пор. Однако в тех областях знания,
где аналитически добытого материала скопилось достаточно, возникает насущная
потребность в его интеграции и систематизации, что может быть успешно сделано лишь на
основе системного подхода, который органически сочетает в себе и анализ, и синтез. «Тяга
современных ученых самых различных областей знания к системному подходу и
порождается его способностью моделировать целостности, а не сводить целое к
механической сумме бесконечно умножающихся частностей» (М.С. Каган). Таким образом,
системный подход можно считать результатом усиления интегративных тенденций в
познании на современном этапе развития науки. Наиболее заметными эти тенденции
становятся со второй половины XIX в.
Значительную роль в формировании основных принципов общей теории систем и
системного подхода сыграл труд нашего соотечественника Александра Александровича
Богданова «Всеобщая организационная наука. Тектология» (Л. - М., 1925-1929), первая часть
которого была написана в 1912 г. Многие теоретические положения, понятийные
характеристики, сформулированные автором в этой работе, звучат очень современно. Не
потому ли, что они практически без изменений были восприняты в дальнейших
исследованиях систем? Виль Дорофеев пишет по этому поводу: «В сороковые годы
известный биолог Людвиг фон Берталанфи (которого на Западе считают
«основоположником» системного подхода - В.П.) опубликовал «Общую теорию систем». Ее
ключевые положения сходны с «Тектологией». По мнению академика А.Л. Тахтаджяна,
австрийский ученый не мог не знать о работе Богданова, издававшейся на немецком языке.
Но ни ссылок, ни даже упоминания предшественника у фон Берталанфи нет... Лишь в 1978 г.
в книге «Инструментальное мышление и системная методология» американский ученый
Ричард Маттесич первым подчеркнул «удивительное сходство идей тектологии и общей
теории систем». Да еще высказал вежливое недоумение, что австрийский биолог нигде не
ссылается на Богданова» (Дорофеев В. Оппонент, или Пояснительная записка к речи Н.И.
Бухарина на одной из гражданских панихид 1928г. //Лит. газ. 1988. 7 дек. ¹ 49. С. 13).
Загадка системного подхода и его теоретическая и практическая экспансия во многом
объясняются тем, что он является отражением и инструментом тех изменений, которые
происходят в самом процессе восприятия людьми окружающего мира. Системный подход
выступает как средство формирования целостного мировоззрения, в котором человек
чувствует неразрывную связь со всем окружающим миром. Видимо, наука приближается к
тому витку своего развития, который аналогичен состоянию знания в античное время, когда
существовала целостная, нерасчлененная совокупность знаний о мире, но более высок по
уровню, отвечает новому планетарному мышлению.
В чем же суть системного подхода, чем обусловлена его эффективность как метода?
«Опыт современного познания, — пишет российский философ и системолог В.Н.
Сагатовский, — показывает, что наиболее емкое и экономичное описание объекта
получается в том случае, когда он представляется как система». Информация, полученная на
основе системного подхода, обладает двумя принципиально важными свойствами: во-
первых, исследователю поступает лишь информация необходимая, во-вторых, - информация,
Hosted by uCoz