Navigation bar
  Print document Start Previous page
 30 of 165 
Next page End  

30
Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет процесс издания
новых нормативно-правовых актов, с течением времени некоторые акты фактически
утрачивают силу, устаревают, накапливаются противоречия между юридическими
предписаниями и т. п.
Практическое значение систематизации еще в 1833 г. подчеркивал Михаил Михайлович
Сперанский (кстати, один из лучших кодификаторов не только России, но и Европы),
который говорил, что «приведение Законов в один состав» является «одною из первых
Государственных нужд». Он же указывал и на значение систематизации для юридической
науки: «Ученое законоведение... не может основаться, если законы не будут прежде
приведены в правильный состав».
Современная юриспруденция знает и использует в основном три вида (способа)
систематизации - инкорпорацию, консолидацию и кодификацию.
Инкорпорация
- это вид (способ) систематизации, при котором нормативно-правовые
акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются
в определенном порядке - алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в
единых сборниках и других изданиях.
Для инкорпорации характерны следующие черты:
1) она может носить как официальный, так и неофициальный характер;
2) субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и общественные
организации и частные лица;
3) инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта: нормы права
инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент систематизации;
4) нормативные акты могут инкорпорироваться как в том виде, в каком они были
приняты правотворческим органом, так и подвергаться внешней обработке;
5) внешняя обработка заключается в том, что:
а) из текста удаляются отдельные статьи, пункты, абзацы, утратившие силу, и
включаются все последующие (с момента издания акта) изменения;
б) исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний;
в) в результате инкорпорации издается сборник законов, собрание законодательства или
иной нормативный акт.
Особой разновидностью собрания законодательства является
свод законов, который
представляет собой:
а) инкорпорированное издание нормативных актов высших органов власти
(законодательной и исполнительной);
б) источник официального опубликования;
в) собрание всего действующего законодательства (в указанном в п. «а» смысле) без
какого-либо исключения.
6 февраля 1995 г. Президент России издал Указ «О подготовке к изданию Свода законов
Российской Федерации». До революции 1917 г. в России действовал Свод законов
Российской империи.
Консолидация
- это вид (способ) систематизации, при котором несколько близких по
содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупненный нормативно-правовой акт с
целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового
регулирования.
Для консолидации характерны следующие черты:
1) она представляет собой своеобразный правотворческий прием (инкорпорация, даже
официальная, отношения к правотворчеству не имеет);
2) проводится только правотворческими органами, и лишь в отношении принятых ими
актов;
3) при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует
вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты
(наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица).
Hosted by uCoz