Navigation bar
  Print document Start Previous page
 85 of 165 
Next page End  

85
дальнейшем она получила развитие в трудах французских просветителей XVIII в. - Руссо,
Монтескье, Дидро, Вольтера и др. В России ее сторонником являлся Александр Николаевич
Радищев.
Для классического учения XVII-XVIII вв. характерно то, что естественные права
понимались как вечные и неизменные, раз и навсегда установленные человеческой
природой.
В XX в. естественные права стали уже связываться с природой человека как существа
социального, субъекта социальных связей и получили свое дальнейшее выражение в форме
социально-экономических и политических прав. Немецким теоретиком права и философом
Рудольфом Штаммлером (1856-1938 гг.) была выдвинута идея «естественного права с
меняющимся содержанием». В литературе начала XX в. такой подход именовали
«возрожденным естественным правом». (К настоящему времени этот термин вышел из
употребления.)
С этого момента теория естественного права развивалась по двум основным
направлениям:
1)
неотомистская теория (новейшая интерпретация средневекового учения Фомы
Аквинского), согласно которой источником естественного закона является Бог (сторонники -
Ж. Маритен, В. Катрайн, И. Месснер);
2) «светская» доктрина, которая исходит из различения права и закона, настаивает на
существовании для писаного права некой этической первоосновы (естественного права),
базирующейся на принципе справедливости.
Итак, среди моментов, характеризующих содержание и развитие доктрины
естественного права, можно назвать:
а) утверждение о существовании естественных, вечных, неотчуждаемых и неизменных
прав человека, обусловленных самой его природой;
б) различение права и закона;
в) идею «естественного права с изменяющимся содержанием», учитывающую реальные
процессы развития прав человека вместе с развитием общества;
г) существование различных направлений развития естественно-правовой теории.
56. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА
Фридрих Карл фон Савиньи в своей работе «Система современного римского права»
(1840 г.) писал: «В юридической науке всякий успех зависит от взаимодействия различных
видов духовной деятельности. С целью выделения одного из таких видов и определения
соответствующего ему направления в правоведении я и другие исследователи в свое время
ввели в употребление термин «историческая школа». В тот период эта сторона
юридической науки особо выдвигалась на передний план, но делалось это отнюдь не для
того, чтобы отрицать или преуменьшать ценность других направлений, а в связи с тем, что в
течение длительного времени исторический подход не использовался в правоведении и
поэтому здесь больше, чем где-либо было необходимо стимулирующее воздействие с тем,
чтобы вновь восстановить естественные права историзма в юридической науке».
Историческая школа права сложилась в первой половине XIX в. в Германии. Ее
основателями были видные немецкие юристы - Гуго, Пухта, Савиньи, которые находились в
оппозиции к естественно-правовой доктрине и разработали свою теорию в противовес ей.
Хотя позднее, уже в начале XX в., представители социологической школы в Германии Е.
Эрлих и Г. Канторович обвинили историческую школу в том, что она не освободилась от
концепции естественного права, согласно которой судья только познает и применяет право,
но не создает его.
Действительно, общим у исторической школы права с естественно-правовой теорией
можно считать положение о том, что право не создается законодателем, не творится его
произволом. Основоположники исторической школы представляли процесс образования и
развития права как стихийный, спонтанный, практически независимый от законодательной
Hosted by uCoz