Navigation bar
  Print document Start Previous page
 88 of 165 
Next page End  

88
59. НОРМАТИВИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Правовое учение нормативизма имеет свои корни в формально-догматической
юриспруденции XIX в. и сложилось на основе методологии, выработанной в юридическом
позитивизме. Проф. В.А. Туманов полагает, что методологические установки позитивизма
эта теория довела до крайности, и потому получила название «чистой теории права».
Родоначальником нормативистской школы является австрийский юрист Ганс Кельзен
(1881-1973 гг.). Он преподавал после распада Австро-Венгерской монархии в Венском
университете, был советником по юридическим вопросам первого республиканского
правительства и подготовил проект Конституции 1920 г. Австрийской республики. После
присоединения Австрии к нацистской Германии Кельзен эмигрировал в США.
Сам автор называл разработанное им учение «чистая теория права», и так же называется
самая известная его работа на эту тему.
Нормативизм развивает тезис позитивизма о том, что право следует познавать лишь из
самого права, и подкрепляет его ссылкой на постулат кантианской философии, согласно
которому «должное» - это особая, доопытная сфера, создаваемая человеческим разумом и
независимая от «сущего» (то есть природы и общества). Поскольку право представляет
систему правил должного поведения, оно лежит в сфере «должного» и, следовательно,
независимо от «сущего».
По мнению Кельзена, «право определяется только правом» и «сила права только в нем
самом». Он определяет право как совокупность норм, осуществляемых в принудительном
порядке. Под чистой теорией права автор понимает юридическую науку, которая исключает
в изучении права его экономическую, политическую, идеологическую, моральную и др.
оценки. То есть юридическая доктрина должна заниматься не установлением различных
оснований права, а изучать его специфическое содержание, «понимать его из самого себя». В
этой связи Кельзен являлся противником и теории естественного права.
Чтобы найти основание внутри самого права, Кельзен выдвигает идею «основной
нормы», из которой как из исходного начала вытекают, развертываются все другие элементы
системы права, образуя ступенчатую конструкцию в виде пирамиды. (В дальнейшем тезис об
«основной норме» Кельзен признал как слабое место своей теории.)
Основная норма непосредственно связана с конституцией и звучит следующим образом:
«Должно вести себя так, как предписывает конституция». Таким образом, придается
легитимность существующему правопорядку, в том числе и государству, поскольку, по
Кельзену, государство - это тот же правопорядок, только взятый под иным углом зрения:
государство есть следствие, продолжение права, которое возникает раньше, чем государство.
Полезно в нормативизме то, что он обращает внимание на такие качества права, как
нормативность, формальная определенность, что способствует совершенствованию права
как системы, его формализации, необходимой для использования в праве ЭВМ, данных
кибернетики. В литературе (Е.А. Воротилин) отмечается, что с идеями нормативизма связано
широкое распространение в современном мире институтов конституционного контроля,
создание специального органа для которого было впервые предусмотрено в Конституции
Австрии 1920 г.
Таким образом, сформировавшееся в первой половине XX в. нормативистское учение
Ганса Кельзена имеет как свои недостатки, так и положительные стороны. В нашей стране
оно, как и другие «классово чуждые» теории, рассматривалось лишь негативно.
Действительно, в нормативизме утрирована формально-юридическая сторона права. Однако
в нем, как и в любой теории, нужно находить положительные моменты и использовать их.
60. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ
ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
Марксистско-ленинское учение в том виде, в каком оно было официальной идеологией
советской тоталитарной системы, представляло собой марксистскую доктрину, дополненную
результатами теоретических изысканий идеологов большевизма (Ленина, Бухарина,
Hosted by uCoz