Navigation bar
  Print document Start Previous page
 96 of 165 
Next page End  

96
дело обстояло только так, то было бы проще не заниматься поборами с населения, а
упразднить этот аппарат. Видимо, акцент здесь нужно сделать на том, что сбор налогов - это
один из важнейших способов формирования, пополнения государственной казны, которая
является материальной основой жизнедеятельности государства, экономическим условием
выполнения его функций. Разумеется, что содержание государственного аппарата является
одной из статей государственных расходов.
От других политических организаций государство отличает прежде всего его
суверенность. Суверенитет государства представляет собой единство двух сторон:
а) независимости государства вовне;
б) верховенства государства внутри страны.
Независимость государства вовне ограничивается суверенитетом других государств
(точно так же, как свобода одного человека ограничивается свободой другого).
Из суверенитета государства (верховенства государственной власти) вытекают и другие
признаки государства, отличающие его от иных политических организаций:
- государство распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную
государственной границей;
- государство имеет
устойчивую юридическую связь с населением (в виде подданства
или гражданства), распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту как внутри
страны, так и за ее пределами;
- только государство обладает правом издавать
властные общеобязательные веления
(юридические нормы). При этом оно вправе отменить, признать ничтожным любое
проявление всякой другой общественной власти;
- только государство обладает монополией на легальное применение силы (в том числе
и физического принуждения) в отношении населения;
- у государства имеются
такие средства воздействия, какими никакая другая
политическая организация не обладает (армия, полиция, органы безопасности, тюрьмы и
т. п.).
Иногда признаком государства называют право. Это не совсем правильно. Право не
является признаком государства так же, как государство не является признаком права. Право
и государство - явления самостоятельные, и каждое из них обладает своим собственным
набором признаков. Право является не признаком государства, а признаком существования
государства в обществе, что не одно и то же. (Государственная организация общества таким
же образом позволяет судить о наличии в нем и права.) Если же речь идет о прерогативе
(исключительном праве) государства на издание юридических норм, то это тоже не дает
оснований считать право признаком государства.
В литературе можно часто встретить как применительно к государству, так и к другим
явлениям, такое словосочетание, как «понятие и сущность». Однако в случае целостной
понятийной характеристики того или иного явления его сущность выступает как
сущностный признак, и этот признак, как и всякий другой, должен входить в понятие как
совокупность всех основных признаков объекта. Поэтому характеристика сущности
государства является составной частью его понятия. Другое дело, что сущностный признак
государства выделяется из ряда других его признаков своей философской природой, а значит
сложностью и неоднозначностью. «Сущность» как философская категория характеризует то
главное в явлении, что определяет его природу, что делает явление самим собой: при
изменении сущности объект перестает быть тем, что он есть, и становится другим явлением.
По поводу сущности государства высказаны различные мнения. В политической мысли
акцент делался то на классовой, то на общесоциальной природе государства. В любом
случае, однако, можно сказать, что с определенного момента развития общества государство
является
необходимым способом его организации, неотъемлемым условием его
существования и жизнедеятельности.
С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как
властная система, организующая общество в интересах человека.
Hosted by uCoz