Navigation bar
  Print document Start Previous page
 129 of 145 
Next page End  

129
В 80-е гг. рисковый бизнес, будучи чисто американским явлением, занял видное место в
экономике США. Его характерные особенности — наличие развитой финансовой базы со
сложившимися принципами ведения дела и высокая степень экономического риска.
Масштабная цель и крайне трудное ее достижение, сопряженное с высоким риском,
характерны для деятельности инновационных (стартовых, рисковых и внедренческих) фирм.
Об эффективности венчурных фирм в сфере научных исследований и инновационных работ
свидетельствует, например, тот факт, что в США фирмы с числом занятых до 100 человек
осуществляли в 4 раза больше нововведений, чем фирмы с занятостью в 1000—10 000
человек, и в 24 раза больше, чем компании, где занято свыше 10 000 человек. Небольшие
венчурные фирмы выходят со своей продукцией на рынки гораздо быстрее — в среднем
через 2,22 года, тогда как крупные фирмы — через 3,05 года.*
* См.: Разумнова И. И. Мелкий бизнес и эффективность американской экономики. —
М.: Наука, 1990. — С. 42.
Для организации "венчура" необходимо наличие предпринимателя, одержимого
перспективной идеей, и капитала, специализирующегося на финансировании мелких фирм
("венчурного капитала"). Надо сказать, что впоследствии лишь около 20% мелких фирм
превращаются в корпорации, пополняя ряды большого бизнеса.
Около 40% финансируемых стартовых фирм также не превращаются в корпорации и
обычно скупаются крупными компаниями, которые стремятся таким образом, не выполняя
собственных НИОКР, использовать результаты инновационной деятельности поглощенных
фирм и тем самым внедриться в новейшие отрасли с наиболее высокой прибыльностью.
"Традиционалисты"— классические мелкие фирмы, составляющие большинство в
малом бизнесе. Различают три основных вида традиционных мелких фирм: "массовики",
"хамелеоны" и "генерика".
"Массовики" ориентируются на постоянный потребительский спрос и не кооперируются
между собой. Владельцы таких фирм полностью посвящают себя своему бизнесу.
"Массовики" составляют около 30% традиционных мелких фирм. Главная сфера их
деятельности на рынке — операции с недвижимостью (землей, помещениями,
оборудованием) либо со специальными знаниями. Их многочисленность обусловливает
высокий уровень конкуренции. За счет того, что продукция их всегда пользуется спросом,
ибо удовлетворяет регулярные долговременные потребности, им почти всегда гарантирован
доход, а значит, и выживание. Банкротства среди этой категории фирм встречаются нечасто.
Свое существование они прекращают преимущественно добровольно в связи с низкой
рентабельностью производства. Этот вид фирм наиболее распространен в сфере услуг: на
транспорте, в розничной и оптовой торговле, гостиничном и туристическом бизнесе,
индустрии развлечений, сфере деловых и личных услуг, а также на сельскохозяйственных
фермах. Их позиции устойчивы в мебельной, обувной, швейной, пищевой, полиграфической
индустриях.
Роль этих фирм в рыночной инфраструктуре СЭЗ может быть велика особенно в период
становления: во-первых, они эффективнее других решают проблему занятости, ибо для их
организации не нужны большие ресурсы; во-вторых, удовлетворение массовых потребностей
создает реальные предпосылки для постоянного развития и наращивания объемов производ-
ства продукции (услуг), что делает их практически "непотопляемыми".
"Хамелеоны" — очень активная группа мелких фирм, зорко наблюдающих за
конъюнктурой рынка с целью наиболее прибыльного вложения своих ликвидных ресурсов.
Эти фирмы выходят на рынок с двумя типами ресурсов: свободным денежным капиталом и
высокой предпринимательской активностью. Иногда "хамелеоны" обладают простейшими
средствами производства и небольшими помещениями. Обычно невозможно точно указать
их численность, поскольку многие из них вообще не регистрируются и не платят налогов,
участвуя в так называемой теневой экономике. Эти фирмы представлены обычно одним
Hosted by uCoz