Navigation bar
  Print document Start Previous page
 131 of 145 
Next page End  

131
проведению НИОКР, контролированию собственных цен, повышению
конкурентоспособности.
"Мини-монополисты"— особый вид мелкого бизнеса, который выходит на рынок с уже
имеющимся уникальным технологическим опытом, производственными площадями и узко-
специализированным оборудованием. Эти фирмы удовлетворяют весьма ограниченный, но
зато долговременный и стабильный спрос. Обычно они занимаются изготовлением про-
дукции, которая рассчитана на рынки, не представляющие интереса вследствие своих малых
размеров для крупных компаний.
"Мини-монополисты" могут заниматься изготовлением частей и деталей для машин и
оборудования, товаров для узких групп населения (инвалидов, этнических групп и др.),
уникальных сувениров и произведений искусства и др. Здесь преобладает ручной труд.
Эти фирмы немногочисленны и не испытывают серьезной конкуренции вследствие
уникальности своей продукции. Придерживаясь нишевой стратегии, "мини-монополисты"
обеспечивают себе высокую прибыльность, стабильность и престиж, удовлетворяя при этом
потребности немногочисленных групп населения и обеспечивая высокое качество при
низких ценах.
"Сателлиты"— мелкие фирмы, ориентированные на относительно массовый спрос и
стремящиеся избежать конкуренции с крупным бизнесом, вступая с ним в кооперационные
связи путем заключения контрактов. Эти фирмы выходят на рынок, имея либо средства
производства и технологический опыт (субподрядчики), либо денежные средства,
помещения и умение торговать и оказывать какие-либо услуги (обладатели привилегий).
Контрактная система с крупным бизнесом в форме фран-чайзинга или субподряда
гарантирует им выживание и прибыльность, так как они испытывают достаточно жесткую
зависимость от успехов и неудач головной фирмы.
Франчайзинг — это система предоставления крупными компаниями ряда льгот своим
сателлитам, которые либо сбывают продукцию своих патронов, либо выплачивают
определенный процент от прибыли за аренду оборудования и помещений или использование
торговой марки головной компании.
Франчайзинг широко распространен в сфере услуг: торговле, гостиничном хозяйстве,
туризме, сфере деловых и личных услуг и др.
Эта система выгодна мелким фирмам, поскольку гарантирует выживание и
прибыльность, а также престиж и возможности роста, если деятельность головной компании
является успешной.
Франчайзинг выгоден и крупным головным компаниям, поскольку позволяет
осуществлять контроль над сбытовой сетью и свести расходы по реализации до минимума.
Кроме того, контрактная система позволяет контролировать качество и марку продаваемой
продукции и способствует расширению сбыта продукции как на внутреннем, так и на
внешнем рынках.
Если мелкая фирма нарушает условия контракта, головная компания не только
прекращает снабжение своей продукцией, но и заставляет заплатить значительную
неустойку, что приводит к банкротству мелких фирм.
Малые фирмы на условиях субподряда работают преимущественно в автомобильной,
электротехнической, сталелитейной, химической отраслях промышленности.
Система субподряда выгодна обеим сторонам. Мелким фирмам субподряд открывает
возможности шире использовать преимущества специализации, облегчает проблему сбыта,
открывает доступ к кредитам со стороны крупной фирмы, а следовательно, обеспечивает
уверенность в завтрашнем дне.
Акционерные формы предпринимательства
В мировой практике при создании СЭЗ традиционно применяются различные формы
организаций, основанные на использовании частной собственности: акционерные общества,
общества (или товарищества) с ограниченной ответственностью, коммандитные общества и
различные их сочетания (смешанные фирмы). Последние менее распространены, так как
Hosted by uCoz