Navigation bar
  Print document Start Previous page
 37 of 145 
Next page End  

37
во-вторых (в социально-экономическом аспекте), как показатель товарного снабжения
населения, один из показателей уровня жизни.*
* По классификации ООН розничный товарооборот относится к показателям,
характеризующим уровень жизни.
В торговом предприятии товарооборот выражается в объеме денежной выручки за
проданные товары — по его размеру можно судить о значимости данного предприятия на
потребительском рынке.
Различают розничный и оптовый товарооборот.
Розничный товарооборот
Под розничным товарооборотом понимают передачу товаров конечным потребителям.
На этом процесс обращения товара завершается — он поступает в сферу потребления.
Как экономический показатель розничный товарооборот отражает объем товарной
массы (в денежном выражении), переходящей в сферу личного потребления, и
характеризует, с одной стороны, денежную выручку торговли, с другой — сумму расходов
населения на покупку товаров. Динамика розничного товарооборота отражает пропорции
между производством и потреблением, потребности предприятий в материальных и
трудовых ресурсах, развитие торговой сети.
Согласно Инструкции Госкомстата Российской Федерации* розничным товарооборотом
является продажа товаров населению; кроме того, в розничный товарооборот включается
продажа товаров организациям, учреждениям и предприятиям для обслуживаемых ими
контингентов населения.
* Инструкция по определению розничного товарооборота и товарных запасов
юридическими лицами, их обособленными подразделениями независимо от форм
собственности, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание.
Утверждено постановлением Госкомстата России от 1 апреля 1996 г. ¹ 25.
Розничный товарооборот как статистический показатель отражает объем продажи
товаров населению через все каналы реализации: в официально учтенных предприятиях, на
вещевых, смешанных и продуктовых рынках.
Объем розничного товарооборота во многом характеризует состояние национальной
экономики, отражая положение дел в промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные
процессы, изменение благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутреннего рынка.
Показатель розничного товарооборота (как и оптового) имеет количественную и
качественную характеристики.
Количественная характеристика товарооборота — объем реализации в денежном
исчислении, качественная — структура товарооборота. Структура (или ассортиментный
состав) товарооборота — это доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации.
Состав розничного товарооборота классифицируют по видам продаж:
• выручка от продаж продовольственных и непродовольственных товаров в магазинах,
палатках, автоматах, развозной и разносной торговле;
• товарооборот предприятий общественного питания, состоящий из оборота по продаже
продукции собственного производства и покупных товаров, включая наценку;
• выручка от реализации медикаментов в аптеках;
• выручка от реализации книг, газет, журналов, в том числе и по подписке, и др.
Необходимо четко разграничить понятия "состав" и "величина" товарооборота: состав
товарооборота складывается из различных видов продаж, а величина — из сумм торговой
выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному
расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам).
Оптовый товарооборот
Hosted by uCoz