Navigation bar
  Print document Start Previous page
 7 of 145 
Next page End  

7
Проблема реализации с точки зрения общественного воспроизводства не сводится лишь
к обеспечению продажи созданного продукта. Единство в процессе реализации натуральной
и стоимостной форм продукта предполагает регулирование соответствия денежной массы
определенному количеству средств производства, предметов потребления и услуг.
Рынок
Нормальное состояние экономики обеспечивает возможность осуществления
двуединого процесса, включающего смену как товарной формы общественного продукта на
денежную, так и денежной на товарную. Очевидно, что неотъемлемым элементом товарного
хозяйства является рынок.
В экономической литературе сущность рынка трактуется весьма разнообразно, что
нередко во многом зависит от цели проводимого исследования. Например, американский
ученый Роджер Вод, автор объемного труда по проблемам политической экономии, дает
такое весьма своеобразное толкование понятия "рынок": "Сфера, где покупатели и продавцы
отдельных товаров находятся в таком тесном информационном общении, что цены товаров
стремятся быть одинаковыми в границах всей этой сферы".* В этом определении акцент
сделан скорее на механизме функционирования рынка, чем на его сущности как
экономической категории. Филип Котлер, известный специалист в области рыночных
отношений, считает, что рынок — это "совокупность существующих и потенциальных
покупателей товара".** Подобное утверждение не вызывает возражений, если, конечно,
рассматривать рынок лишь как место реализации маркетинговых устремлений
производителей товаров и услуг. Во многом схожа трактовка рынка в популярном учебнике
"Экономикс": "Рынок — это институт или механизм, сводящий вместе покупателей
(предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг".***
* Waud R.N. Economics. N.Y., 1989. P. 42.
** Котлер Ф. Основы маркетинга. — М., 1990. — С. 54.
*** Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. — М.,
1992. —С. 61.
Согласно современной российской экономической теории, рассматривающей рынок как
экономическую категорию, рынок — это "совокупность конкретных экономических отноше-
ний и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по
поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов
рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда".* В узком смысле рынок
— это сфера товарного обращения, обмена денег на товары и товаров на деньги.
* Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник/Под общ. ред. акад.
В.И.Видяпина, акад. Г.П.Журавлевой. — М., 1995. — С. 95.
Общепризнанными характерными чертами рыночных отношений в условиях свободной
экономической деятельности являются:
добровольность;
возмездность;
эквивалентность;
свободный обмен информацией.
Хозяйственный механизм рыночной модели экономического развития состоит из трех
основных элементов: предложение, спрос, цена. Содержание, взаимосвязи и взаимное влия-
ние этих составляющих рассмотрены в главе 2. Наряду с этими элементами существует
нечто, выступающее катализатором, "вечным двигателем", питательной средой
жизнедеятельности рынка, — конкуренция.
Hosted by uCoz