Navigation bar
  Print document Start Previous page
 107 of 109 
Next page End  

Милтон Эриксон: «Мой голос останется с вами»
107
переносящие свои тревожности на детей. Или это происходит тогда, когда в человеке начинает
продуцировать тревожность «внутренний голос», исходящий из сформировавшейся в детстве
родительской структуры личности. Когда это происходит, «ребенок начинает плакать», то есть,
активизируется детская структура личности. Возникает глубинное «чувство печали или
ненависти к себе», как это состояние называла Хорни. Оно особенно характерно для тех, кто
имеет жесткую и строгую систему ожиданий. Однако в комментарии, в конце рассказа,
Эриксон подчеркивает тот факт, что «мать» может одним своим поцелуем добиться чудесных
результатов. Иными словами, наша способность быть самим себе доброй матерью, любить себя,
может оказать «анестезирующее» воздействие, то есть, ослабить внутреннюю боль и муку
сомнений. Это перекликается с мыслями, высказанными Антонией Венкарт в ее статье о
«Принятии» и Теодором Рубином в его работе «Сострадание и ненависть к себе».
И, конечно же, психотерапевтам не следует вмешиваться, когда их пациенты справляются
успешно.
Субботние занятия по воскресеньям.
Студент-медик забывал приходить по субботам на занятия. Он всегда просыпался в
субботу утром, выходил на улицу, играл в гольф, совершенно забывая, что это все еще учебный
день. Так продолжалось, пока он не попал ко мне в класс.
Я объяснил ему, что в неделе семь дней, что суббота учебный день и что я буду лично
давать уроки не по субботам, а по воскресеньям, то есть, в выходной, пока он не запомнит, что
суббота – это учебный день.
Итак, я сказал: «Завтра утром, в воскресенье, в восемь утра, приезжайте в госпиталь
Уэйни, который находится в двадцати милях отсюда и заходите ко мне в кабинет – я буду вас
там ждать. Если я на пару минут задержусь, то не думайте, что я о вас забыл, я не забуду. В
этом случае просто делайте ваше задание, а когда вы его закончите, в четыре часа можете идти
домой».
Как вы понимаете, я забыл о том, что сказал ему это и он просидел в моем кабинете весь
день до четырех часов.
В следующее воскресенье он тоже приехал, очень прося перед этим, чтобы я не забыл о
нем. Я снова забыл.
На следующее воскресенье я дал ему задание опросить нескольких интереснейших
больных. Ему было так интересно, что в четыре часа он не хотел уходить домой. Он пробыл там
до пяти. С тех пор он больше никогда не забывал ходить на занятия по субботам.
В данном случае используется тот же принцип, что и в рассказе «Я не обязан» – роли
меняются. Если студент забывает приходить на занятия в субботу, то Эриксон «забывает»
приходить на назначенные встречи по воскресеньям. Но почему студент с такой
обязательностью проезжал по утрам в воскресенье двадцать миль, хотя Эриксон так и не
появился? Об этом мы можем только догадываться. Может быть, ему было приятно, что ему
уделяется особое внимание. Может быть, ему импонировал «командный» оттенок
Эриксоновских «указаний». Остальные студенты, как и пациенты Эриксона, выполняли все, что
он говорил. Как бы там ни было, Эриксон в конечном счете вознаградил студента, дав ему
задание опросить нескольких интересных больных, так что этот опыт стал позитивным.
Вследствие этого студент оказался в состоянии посещать субботние занятия и даже делать это с
желанием, предвидя дальнейшие позитивные встречи с Эриксоном.
Обратите внимание, что дисциплина не используется как орудие наказания или мести.
Где-то в глубине студент, как и Кристи, знал, что Эриксон не злится, а на самом деле помогает
ему вырабатывать самодисциплину.
Джил и ее собственный стиль.
Я получил письмо от своей полуторагодовалой внучки, за которую писала ее мама.
Hosted by uCoz