Navigation bar
  Print document Start Previous page
 2 of 109 
Next page End  

Милтон Эриксон: «Мой голос останется с вами»
2
очевидным образом основана на способности человека изменяться и в значительной мере под
воздействием общения с другим человеком или группой.
Я считаю, что эти изменения происходят наиболее быстро и необратимо тогда, когда
психотерапевт ставит себе целью повлиять на бессознательные стереотипы своего пациента, а
это часто включает в себя работу с его ценностными ориентациями и системой отношений.
Эриксон согласился с этой точкой зрения. К концу жизни он выработал очень эффективный
способ достижения этой цели – свои обучающие семинары.
Во время нашей последней встречи он объяснил мне, как у него сложился этот подход.
"Мне приходилось тратить слишком много времени на одного пациента. А я предпочел бы
работать сразу с группой людей и учить их думать, правильно подходить к проблеме. Ко мне
приходили десятки писем, в которых говорилось: «Вы полностью изменили мое общение с
пациентами. Я принимаю много пациентов, но вижусь с ними меньше. Я стал принимать
больше пациентов, но теперь могу уделить им меньше времени».
Я ответил вопросом: «А это является результатом того, что…?»
Мой респондент писал мне: «Они приходят сюда, и я рассказываю им истории. После чего
они уходят домой и меняют способ своих действий».
Очевидно, что то, что «они приходят сюда и слушают, как я рассказываю им истории»,
предполагает ожидания и общение на разных уровнях. Например, каждый, кому довелось
общаться с Эриксоном, хотел испытать на себе различные уровни гипнотического транса. Имея
позитивные ожидания и находясь в состоянии транса, мы в наибольшей степени открыты для
воздействия и понимания смысла Эриксоновских историй. Эриксон считал, что если слушатель
«забывает» историю – просто не помнит ее – то эффект рассказа может быть даже сильнее.
«Рассказывая истории», Эриксон, конечно, следовал древней традиции. С незапамятных
времен истории и притчи служили способом передачи культурных ценностей, этики и морали.
Даже самую горькую пилюлю можно легко проглотить, если она покрыта сладкой оболочкой.
Прямое моральное поучение можно отбросить, но руководство и наставления, облеченные в
форму интересно рассказанной, интригующей и приятной истории, воспринимаются легко. С
этой точки зрения истории Эриксона являются примером использования многих эффективных
приемов устной передачи, таких как юмор и включение в рассказ интересной познавательной
информации в виде малоизвестных фактов из области медицины, психологии и антропологии.
Психотерапевтические внушения включены в истории, содержание которых далеко как от забот
пациентов, так и от открытых целей терапевта.
Транс, согласно Эриксону, является тем состоянием, которое облегчает обучение и делает
открытость и готовность принять изменения наиболее вероятными. Речь идет не о внушенном
дремотном состоянии. Терапевт не «погружает» своих пациентов, они не теряют самоконтроля
и ими не руководит воля другого человека. Фактически, транс – это естественное состояние,
которое испытывал каждый. Самое знакомое состояние такого рода имеет место тогда, когда
мы погружаемся в мечты; другие формы транса могут иметь место во время медитации,
молитвы или когда мы выполняем однообразные физические упражнения, которые иногда
называют «медитацией в движении». В таких случаях человек осознает, что внутренние
состояния и ощущения воспринимаются более ярко, чем внешние стимулы, такие как звуки и
движения, которым предается меньшее значение.
В трансах пациенты начинают часто интуитивно понимать смысл и значение сновидений,
символов и других форм выражения бессознательного. В этом состоянии они больше способны
на то, что Эриксон называл «бессознательным обучением», их меньше беспокоят собственные
мысли и бытовые мелочи. Внушения гипнотерапевта воспринимаются менее критично, но все
же если эти внушения идут вразрез с ценностными ориентациями пациента, то либо их
усвоение будет частичным, либо они будут отвергнуты вовсе. Амнезия может сохраняться либо
в течение всего транса, либо какую-то часть времени, но она ни в коем случае не является
главной составляющей транса.
Помогая пациенту войти в транс, терапевт захватывает его внимание и направляет его
внутрь, побуждая пациента к внутреннему поиску и к гипнотической реакции. Гипнотическая
реакция, связанная как с потребностями и ожиданиями пациента, так и с направлением работы
терапевта, возникает на основе имеющегося у пациента «большого опыта обучения». Для того,
Hosted by uCoz