Navigation bar
  Print document Start Previous page
 25 of 109 
Next page End  

Милтон Эриксон: «Мой голос останется с вами»
25
суть дела – кажется, эта история попала в «Сборник научных работ».
Сам нажим почерка может сообщить много важного. Вот уж действительно «давалось к
часу нужное», когда Эриксон предложил Пегги написать фразу: «Сегодня прекрасный
июньский день». Именно в июне она порвала с тем, с кем была помолвлена – с Биллом. И
конечно же, июнь – это месяц, который ассоциируется со свадьбами.
Трансы у народа Бали.
Когда Маргарет Мид, Джейн Бело и Грегори Бэйтсон отправились на Боли в 1937 году,
они ставили себе целью исследование самогипноза в культуре Бали. Допустим, балиец идет на
рынок. По пути он входит в состояние глубокого транса, делает покупки, возвращается домой и
выходит из транса – или, продолжая оставаться в трансе, наносит визит соседу, который не
находится в трансе. Самогипноз является частью их повседневной жизни. Мид, Бэйтсон и Бело
изучали поведение балийцев и привезли оттуда фильм, чтобы я мог изучить его. Мил хотела
знать, являются ли трансы в культуре Бали и трансы на Западе одним и тем же явлением. И вот,
уже теперь, студентка Люси приняла ориентацию тела, как это делают балийцы, сложила руки,
пытаясь привстать на цыпочках и разотождествляя себя с телом. Это характерно для транса.
Эта история показывает, что обычные вещи, такие как покупки или визиты к соседям,
можно делать, находясь в состоянии транса. Поведение не обязательно должно быть
необычным. В конце истории Эриксон сравнивает опыт трансов в культуре Бали с западным
опытом, указывая на то, что движения тела психотерапевта (Люси), ориентирующие тело в
пространстве его кабинета сходны с теми, которые делают балийцы, выходя из транса. Приводя
этот пример с отдаленной и для многих из нас экзотической культурой, Эриксон хочет довести
до нас две мысли. Первое – это то, что транс есть нечто обыденное, испытываемое всеми нами.
Второе – это то, что транс есть экзотическое, чарующее переживание.
4. Косвенное внушение.
Рассказы в этой главе иллюстрируют использование Эриксоном «традиционных»
феноменов гипноза, таких как буквальность понимания, возрастная регрессия и искажение
пространства и времени. Они также показывают его уникальный вклад в гипнотерапию, в
частности, использование косвенного внушения. Его косвенный подход особенно хорош при
работе с так называемым «сопротивлением» гипнозу и психотерапии. Например, в рассказе «В
обход сопротивления» реальность гипнотического транса косвенным образом преподносится
требовательному, скептически настроенному врачу, когда он сталкивается с другим пациентом,
без сомнениям находящимся в трансе. Полное и детальное обсуждение косвенного внушения
читатель может найти в книге Эриксона и Росси «Гипнотерапия».
Буквальность восприятия в гипнозе.
У меня была девушка-испытуемая, с которой я должен был продемонстрировать глубокий
транс и возникающие в трансе явления доктору Эрнсту Росси. Я дал ей инструкцию войти в
глубокий транс и встретиться со мной в середине места, которое я определил, как «нигде».
Продолжая оставаться в трансе, она быстро открыла глаза и совершенно серьезно сказала:
«Здесь что-то в корне неправильно!»
Доктор Росси не знал, что было не так – а она знала, что было неправильно. Так что же
неправильного в том, чтобы встретиться со мной в середине «нигде»?
У «нигде» не существует середины! Это пустое пространство. Я дал ей инструкцию
закрыть глаза, вывел из транса и затем сказал: «Я хочу, чтобы вы выполнили еще одно мое
задание. Я хочу, чтобы вы, войдя в транс, встретились со мной во внешнем пространстве».
В трансе она открыла глаза. Было очевидно, что она не ориентируется в комнате, не
понимает, где пол, где потолок и все остальное. Тогда я сказал ей: «Вы видите у меня в руке это
Hosted by uCoz