Navigation bar
  Print document Start Previous page
 43 of 109 
Next page End  

Милтон Эриксон: «Мой голос останется с вами»
43
установка заменяется новой. Пациент уверен, что он может пройти по скользкому льду. И
теперь он подходит к «скользким» ситуациям, не перенося на них страх, связанный с прошлым
«падениями».
Иногда бывает важно, чтобы пациент не пользовался уже имеющимися знаниями или
своими обычными каналами восприятия. Поэтому Эриксон просит человека закрыть глаза. И
перестав видеть, он оказывается в состоянии справиться с задачей. Зрение вызывало у него
кинестетическую реакцию, которая заставляла его принять неверную установку.
Эриксон любил показывать, что такое гипнотическая концентрация, задавая людям
вопрос: «Если бы я положил на пол доску шириной в один фут и длиной в пятьдесят футов,
было бы вам трудно пройти по ней?» Конечно, отвечали, что нет. Тогда он добавлял: «А какова
была бы ваша реакция, если бы я положил ту же самую доску, шириной в один фут и длиной в
пятьдесят футов, между двумя зданиями на высоте пятидесятого этажа?» И снова, в данном
примере зрительные ощущения связаны с кинестетической установкой, которая заставит
большинство людей утратить чувство безопасности. Чтобы справиться с такой задачей, как и с
хождением по канату, может быть, важно не пользоваться тем, что вы имеете – а именно,
зрением (или воображением).
Индейцы Тарахумара.
Индейцы Тарахумара с юго-запада Чихуаха могут пробежать сотню миль – при этом у них
не повышается давление и не меняется пульс. Один предприниматель взял несколько таких
бегунов на сотню миль в Амстердам, на Олимпийские игры 1928 года. Они даже не заняли
никакого места. И все потому, что они считали, что двадцать пять миль, это не расстояние, а
состояние – это когда вы начинаете разогреваться. Никто не объяснил им, что нужно пробежать
именно расстояние в двадцать пять миль.
Я иногда вспоминаю эту историю, когда сталкиваюсь с трудной задачей, когда пишу,
когда мастерю что-нибудь по дому, когда трудности ставят меня в тупик или когда я самым
натуральным образом задыхаюсь от тряски в пути. Тогда ко мне на ум приходит фраза: «Сейчас
я только начинаю разогреваться». Обычно после этого ко мне приходят новые силы.
Сухие кровати.
И в суфийских, и в Дзен-буддийских историях подчеркивается, что воспринимающий
знание мастера должен находиться в состоянии готовности воспринимать. Во многих таких
историях ученик приходит к наставнику, но получает отказ до тех пор, «пока сосуд не будет
готов воспринять все богатство учения». Эриксон часто добивается такой готовности, заставляя
слушателя или пациента долго ждать, прежде чем заговорить о главном. Например, когда он
рассказывал нижеприведенную историю группе студентов, он потратил полчаса на подготовку
окончательных выводов. Часть этого времени ушла на описание предыстории. Часть – на
расспросы слушателей о том, как они стали бы лечить такого пациента. Некоторое время было
потрачено на рассказывание других историй, не имеющих прямой связи с проблемой. Он
повторял такие фразы, как: «Есть нечто, что вы знаете, но не знаете о том, что вы это знаете.
Когда вы узнаете, что именно вы знали, сами не подозревая о своем знании, тогда ваша кровать
будет постоянно сухой». Загадочные и в то же время интригующие утверждения подобного
рода заставляют слушателей производить то, что Эрнст Росой называл «внутренним поиском».
Таким образом, слушающий уже начинает искать внутри себя ресурсы, которые могут помочь
ему в процессе излечения. Если мы рассмотрим одну из техник внушения, которой пользуется
Эриксон, «технику ожидания», то увидим в действии тот же принцип. Пациента самым
непосредственным образом держат в состоянии, когда он просит большего. Тогда он готов
воспринимать.
Ко мне пришла пациентка и привела свою одиннадцатилетнюю дочь. Как только я
услышал, что девочка мочится в кровать, я попросил мать подождать в другом помещении,
Hosted by uCoz