Navigation bar
  Print document Start Previous page
 53 of 109 
Next page End  

Милтон Эриксон: «Мой голос останется с вами»
53
говорят, что хотят разойтись, то, вероятно, это не всегда правда.
Пара из этого рассказа во многих отношениях похожа на молодую женщину из «Греха».
Из-за полученного в детстве жесткого, подавляющего воспитания в работе с ними требуется
ясный, директивный подход, помогающий им преодолеть полученные в детстве ограничения.
Но у нас может возникнуть вопрос: «Почему Эриксон рассказывает нам эту историю? Ведь мы
достаточно поднаторели в вопросах секса и знаем, как соблазнить женщину. Может быть, в
рассказе содержится скрытый смысл?»
Конечно, он там есть. И не один, Самая очевидная мысль, которую Эриксон снова хочет
довести до нас, состоит в том, что самый лучший способ изменить чьи-либо реакции, это
посоветовать человеку сделать то, что он уже делает, или, как в данном случае, собирается
сделать. Затем вы привносите некоторое отличие, такое как изменение обстановки или
атмосферы. Вы не колеблясь даете указания или дополнительную информацию. (Если вы
оказываетесь в роли пациента, то вы получаете подходящую к вашим намерениям
информацию).
Главным в этой истории является вера Эриксона в наши возможности и внутренние силы,
с помощью которых мы можем решать проблемы и преодолевать различия. Иногда нам нужен
только стимул, создаваемый небольшим изменением.
Начните катить снежный ком.
Учтите, что двенадцатилетняя девочка – это не ребенок. У меня была одна такая девочка,
на которой я демонстрировал чисто детскую технику. Она позвонила мне по телефону и
сказала: «У меня произошел младенческий паралич и я забыла, как двигать руками. Вы не
могли бы загипнотизировать меня и снова научить двигать ими?»
Я велел ее маме привести ее, и они пришли. Я посмотрел на девочку. Для
двенадцатилетней девочки у нее был очень развитый бюст, кроме одного недостатка – правая
грудь была смещена к подмышечной области. Я попросил мать раздеть девочку до пояса и
осмотрел весь торс, чтобы увидеть, в каком состоянии мышцы.
Я сказал ей, чтобы три раза в день она садилась перед зеркалом, раздевшись до пояса, и
строила себе рожи.
А теперь опусти вниз уголки губ с обеих сторон рта, сможешь?
Теперь сделай это еще раз и почувствуй, как двигается кожа на груди. Я могу опустить
уголок рта только с одной стороны лица.
Я сказал ей, чтобы она сидела перед зеркалом три раза в день по двадцать минут и
тренировалась опускать уголки рта. Иными словами, сокращать соответствующую группу
мышц шеи и груди.
Она спросила меня: "Должна ли я сидеть перед зеркалом? "
Я сказал: «А где бы ты хотела сидеть?» Она сказала: «Я бы хотела воображать, что
смотрю телевизор». Итак, она смотрела воображаете передачи по воображаемому телевизору. И
она начала разрабатывать шейные и грудные мышцы, строя рожи и забавляясь воображаемым
телевизором.
Дело в том, что, когда вы начинаете двигать одной мышцей, возбуждение разрастается и
движение захватывает другие мышцы. Вы пытаетесь пошевелить только одним пальцем. Но
благодаря генерализации, движение начинает распространяться без вашего ведома. Ее руки
стали двигаться.
Правая грудь постепенно сместилась из подмышечной области на свое место. Сейчас эта
женщина стала юристом и работает в суде.
Клаустрофобия.
У другой пациентки была клаустрофобия. Она не могла находиться в маленьком
помещениях. Мать в детстве наказывала ее, запирая в небольшом помещении перед входом в
Hosted by uCoz