Navigation bar
  Print document Start Previous page
 68 of 109 
Next page End  

Милтон Эриксон: «Мой голос останется с вами»
68
подобные ощущения, которые он испытывал сам. Вместо того, чтобы сказать: «Кто из вас
пловец, может вспомнить, как ноги чувствуют воду…» – Эриксон использует негативный ключ
и говорит: «Но те из вас, кто не плавал сам, не знают, не смогут рассказать мне…» Несколько
позже он дает установку, задавая вопрос: «Много ли вы обращаете внимания на то, как вода
обтекает кожу, когда вы плывете на спине?» Он подразумевает, что обращать внимание на свой
сенсорный опыт – это и хорошо и полезно.
Когда Эриксон говорит: "Меня не интересуете сколько каждый из вас, сидящих в этой
комнате, знает о гипнозе (Разрядка Сиднея Розена)",то этим он делает долговременное
постгипнотическое внушение, что изучение гипноза будет продолжаться и вне стен этой
комнаты. Он косвенным образом развивает это внушение, давая еще одну установку, что «это
научение» будет происходить в различных ситуациях, таких как пробуждение. Он также
проводит мысль, что каждый слушающий будет обучаться в соответствии со своим
«индивидуальным стилем». Он объясняет, что обучение на опыте лучше всего происходит
тогда, когда человек просто пропускает через себя опыт, переживает нерефлекторно, а не
пытается его исследовать. Он незаметно вставляет еще одно постгипнотическое внушение – что
это произойдет после двенадцати сеансов вхождения в транс. Комментируя далее, он снова
подчеркивает важность отказа от попыток понимать опыт, когда он имеет место. Конечно, этот
принцип распространяется не только на опыт гипноза. Если человек захочет понять то, что он
испытывает, свой опыт, то лучше всего такое исследование, мысленный просмотр и анализ,
отложить до более позднего времени, когда будет достигнута некоторая отстраненность от
испытываемых переживаний. Может быть очень полезным рассказывать подобные истории
пациентам на сексуальной психотерапии. Например, она может послужить хорошим введением
к описанию упражнений по концентрации ощущений. Для пациентов, которые отстранены от
своих ощущений, может быть полезным концентрация на тактильных ощущениях.
Попробуйте на вкус.
Мой сын Борт мог бы стать отличным психиатром, но он предпочел стать фермером. У
него шесть сыновей и одна дочь. Он был очень озабочен тем, чтобы его дети не приучились к
табаку, алкоголю, наркотикам и т. п. Поэтому с самого раннего возраста он показывал им
всякие безобидные, но интересные на вид существа вроде садового вара. Когда дети начинали
спрашивать, что это такое, он отвечал: «А почему ты не попробуешь это на вкус?» Или он брал
симпатичную на вид бутылочку: «Почему ты не понюхаешь это?» Нашатырь не очень-то
приятно нюхать! Все дети выросли очень осторожными относительно того, что они берут в рот.
Это был прекрасный способ воспитания.
Эриксон снова выражает свое убеждение в том, что самым лучшим способом обучения
является обучение через опыт. Родители, учителя или психотерапевт дают возможность этот
опыт получить. Бергу нет необходимости проводить детей через опыт реального потребления
табака, алкоголя или наркотиков, поскольку он на опыте научил их быть «очень осторожным
относительно того, что они берут в рот». В том возрасте, когда формировалась их личность, он
обеспечил им необходимый опыт, который в дальнейшем приведет к умению различать. А
когда они научатся различать, тогда можно будет положиться на их самостоятельное решение
относительно потребления табака, алкоголя или наркотиков.
8. Принятие тягот жизни.
О смерти и умирании.
(В ответ студенту, который выразил озабоченность тем, что Эриксон умирает).
Я  считаю эту мысль совершенно незрелой. У меня нет намерения умирать. Фактически,
это было бы самым последним делом!
Hosted by uCoz