Navigation bar
  Print document Start Previous page
 74 of 109 
Next page End  

Милтон Эриксон: «Мой голос останется с вами»
74
впервые». Он называет, что для нас становится привычным не замечать знакомые предметы,
друзей или членов семьи. «Говорят, что под небесами нет ничего нового. В действительности
же, под небесами нет ничего старого. Устаревает только наш взгляд, привыкая к вещам; тогда
действительно нет ничего нового. Для детей новым является все: поэтому все и приводит их в
восхищение…» Он заканчивает главу следующими словами: «Смотрите новыми глазами, как
будто вы видите мир впервые… Это придаст новизну вашему взгляду. Ваши глаза станут
невинными. И эти невинные глаза по-настоящему смогут видеть. Эти невинные глаза смогут
проникнуть во внутренний мир».
Мы уже встречали этот подход в нескольких рассказах Эриксона. В «Тренировке команды
американских стрелков для победы над русской командой» Эриксон учит спортсменов думать о
каждом последующем выстреле, как о первом. В рассказе «По скользкому льду» инвалид
вынужден отбросить прежние ассоциации, поскольку его глаза закрыты и он не осознает, что
идет по льду. Поэтому он не напрягается во время ходьбы, ожидая падения. Он может
воспринимать ходьбу «невинно», делая каждый шаг заново, руководствуясь своими
кинестетическими ощущениями и доверяя своему чувству равновесия. От рассказа к рассказу
автор подчеркивает, насколько важным является сосредоточение на настоящем моменте. Такой
рассказ, как «Прогулка вдоль по улице» скорее всего придет на ум читателю, когда он
действительно будет идти по улице. А когда это произойдет, он не сможет не посмотреть
свежим взглядом на все, что он делает.
Необходимость смотреть новыми глазами, свежим взглядом, «открытость» восприятия
подчеркивается как в этой главе, так и в следующей: «Наблюдайте: замечайте различия?»
Основное отличие рассказов, приведенных в нижеследующей главе, состоит в том, что в них
показана работа непредвзятого восприятия, уже «подготовленного» предшествующим
обучением к использованию опыта для интерпретации фактов.
Думать, как дети.
Как мы можем снова научиться мыслить как дети и восстановить частично свой
творческий потенциал? – Наблюдая за малышами.
Моя младшая дочь прошла курс обучения в колледже за три года, а на четвертом году
обучения получила диплом. Медицинское училище она закончила за два года и девять месяцев.
Когда она была совсем маленькой, она рисовала картинки и, рисуя, разговаривала сама с собой:
«Трудно рисовать эту картинку. Но я надеюсь, что она у меня получится, тогда и посмотрим,
что из нее выйдет».
Наблюдайте, как рисуют маленькие дети. «Это сарай? Нет, это корова. Нет, это дерево».
Они рисуют все, что им захочется.
Большинство маленьких детей способно создавать в воображении очень яркие образы, а
некоторые даже играть с воображаемыми друзьями. Чаепитие может легко превратиться в игру
в саду, а затем в поиск Пасхальных яиц. Дети еще очень мало знают, поэтому у них масса
вариантов изменения окружающей действительности. Находясь в трансе, вы получаете в свое
распоряжение миллиарды клеток мозга, которые обычно не используете. И еще дети очень
честные. «Ты мне не нравишься», скажет ребенок в той же ситуации, где прозвучало бы
взрослое:’ «Рад вас видеть».
Вы следуете очень жесткой социальной регламентации, даже не подозревая, насколько
ограничиваете свое поведение. В гипнотическом трансе вы свободны.
Призрачный Роджер.
У нас была собака, такса по имени Роджер. Когда он умер, моя жена страшно
расстроилась и была вся в слезах. На следующий день в почтовом ящике лежало письмо,
адресованное ей от Призрака Роджера из мира духов.
Конечно же. Призрак Роджер оказался очень плодовитым писателем. Он рассказал массу
Hosted by uCoz