Navigation bar
  Print document Start Previous page
 98 of 109 
Next page End  

Милтон Эриксон: «Мой голос останется с вами»
98
«Не беспокойтесь сказал я декану, – я управлюсь с ним».
«Ну, тогда вы будете первым, кто это сделает», – ответил декан.
И вот, в первый день занятий я представлялся студентам и сказал, что я не такой, как все
профессора медики. Все остальные преподаватели колледжа считают, что их предмет самый
важный. Но я совсем не похож на остальных.
Я  так не думаю, как думают остальные. И все потому, что я точно знаю, что мой предмет
– самый важный в колледже. Группа приняла это спокойно. Я продолжала «Тем, кто лишь
немного интересуется психиатрией, я даю перечень литературы для дополнительного чтения из
сорок названий. Для тех, кто значительно интересуется психиатрией, у меня есть список
пятидесяти источников. Тем, кто по-настоящему интересуется психиатрией, я даю
библиографию из шестидесяти названий, для самостоятельной работы».
Затем я попросил всех написать обзор по определенному разделу психиатрии и сдать мне
эти работы в следующий понедельник,
В следующий понедельник этот самый студент, который ненавидел психиатрию, встал в
очередь вместе со всеми. Каждый студент подавал мне свой обзор. Этот студент вручил мне
чистый лист бумаги.
Я сказал: «Даже не читая вашу работу, я вижу, что вы сделали две ошибки: вы не
поставили дату и не подписали ее. А по сему, принесите ее в следующий понедельник. И
запомните – делать обзор темы следует так же, как вы рассматриваете рентгеновские снимки».
Я получил один из наиболее умно написанных обзоров, какой мне только доводилось
читать в своей жизни.
А декан сказал: «Бога ради, расскажите, как вам удалось окрестить этого нехристя?» А
ведь, я взял его исключительно на удивлении.
Эриксон, конечно, понял, что чистый лист бумаги является попыткой нанести ему
оскорбление. Но, как он сам говорил: «Никогда не принимайте оскорбления». Однако,
отказываясь рассматривать поведение студента, как оскорбительное, Эриксон застал его
врасплох. Указав на «две ошибки», он сохранил свое положение авторитета. А указав студенту
на аналогию между рентгеновскими снимками и обзором литературы, он воспользовался одним
из главных принципов обучения – повышением заинтересованности и связыванием нового
знания со старым. Приняв игру, в которой чистый лист бумаги был обзором литературы, он
показал на практике действие принципа «присоединения к пациенту». Из следующего рассказа
будет яснее, как это делается.
Руфь.
Санитар Уорчестерского госпиталя как-то сказал: «Неужели так никто и не сможет
справиться с Руфью».
Я заинтересовался Руфью, хорошенькой двенадцатилетней девочкой с обаятельными
манерами. Она не могла не нравиться. Она прекрасно себя вела. И в то же время все медсестры
предупреждали каждую новую сестру, приходившую на работу: «Держись подальше от Руфи.
Она или разорвет тебе одежду, или сломает руку или ногу!» Глядя на миленькую
двенадцатилетнюю обаяшку, новичка не верили тому, что слышали. А Руфь могла попросить
новую медсестру: «Я очень прошу вас, принесите мне, пожалуйста, из буфета мороженое или
конфетку».
Медсестра приносила ей конфетку, Руфь брала карамель, очень мило благодарила ее, а
затем ударом карате ломала ей руку, рвала одежду, ударяла по голени или прыгала ей на ногу.
Обычные выходки Руфи. Ей это очень нравилось. И еще ей нравилось время от времени
отрывать обои со стен.
Я сказал главврачу, что у меня есть идея и спросил, может ли он доверить мне этот
случай. Он. внимательно выслушал меня и в конце сказал: «Я думаю, такой план подойдет. Я
даже знаю медсестру, которая с удовольствием поможет вам».
Однажды раздался телефонный звонок. Руфь опять принялась за свои «штучки». Я вошел
в палату. Руфь сорвала со стен обои. Тогда я подошел к постели и с треском разорвал простынь.
Hosted by uCoz