Navigation bar
  Print document Start Previous page
 140 of 477 
Next page End  

140
субъекта и состоит в неправомерной или частичной передаче должностным лицом правомочий
индивидуального предпринимателя или коммерческой организации любому лицу, или в незаконном
осуществлении должностным лицом этих правомочий как своих собственных, либо в установлении
должностным лицом контроля за их деятельностью в незаконных формах.
Ограничение самостоятельности может, в частности, осуществляться путем оказания незаконного
управленческого давления, угрозы экономическими санкциями, принуждения к незаконному
совершению действий, необязательных для индивидуального предпринимателя и коммерческой
организации, неправомерному согласованию принимаемых решений и т. д.
Иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или
коммерческой организации представляет собой неправомерное воздействие на процесс .принятия
решений, ограничивающее возможности осуществления индивидуальным предпринимателем или
коммерческой организацией принадлежащих им прав. Оно, в частности, может осуществляться путем
незаконного проведения собраний акционеров, незаконного изъятия документов и материальных
средств, поскольку это не составляет иного специального состава преступления, недопущения
эксплуатации помещений или земельных участков и т. д.
Субъект данного преступления во всех случаях
должностное лицо, обладающее специальной
компетенцией. Она предполагает наличие нормативно и управленчески определенных полномочий по
регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации; выдаче специального
разрешения (лицензии); принятию решений, как нормативных, так и правоприменительных, прямо или
косвенно регулирующих предпринимательскую деятельность; проведению контрольно-надзорных
действий.
Использование служебного положения заключается, в частности, в том, что должностное лицо
совершает неправомерные действия, относящиеся к его компетенции, обосновывает их интересами
службы либо авторитетом государственного органа, либо с помощью государственного принуждения,
либо на основе имеющейся в государственном органе информации, либо использует возможности,
исходя из своего служебного положения, проводить дополнительные проверки, лишать имеющихся
льгот, прекращать действие лицензий и причинять иные невыгодные последствия.
Субъективная сторона характеризуется только умыслом. Виновный осознает, что его действия
(бездействие) препятствуют законной предпринимательской.деятельности, и желает этого. Цель и
мотив не являются обязательным признаком субъективной стороны и не подлежат доказыванию.
Однако они могут характеризовать общественную опасность данного преступления. Целью может быть
прекращение осуществления предпринимательской деятельности данным индивидуальным
предпринимателем или данной коммерческой организацией либо ее осуществление в пределах и на
условиях, определенных виновным. Мотивом данного преступления могут быть месть, стремление
добиться определенных услуг, неверно понятые интересы службы и т. п.
Квалифицирующими признаками преступления, влекущими ответственность по ч. 2 ст. 169,
являются совершение деяний в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно
причинение крупного ущерба.
Совершение деяний в нарушение вступившего в законную силу судебного акта означает, что все
действия, предусмотренные ч. 1 данной статьи, противоречат не только закону, но и принятому в
соответствии с ним судебному решению, которое устанавливает необходимость совершения
определенных актов должностным лицом, возлагает на него определенные обязанности и (или)
разрешает совершение действий предпринимателем или коммерческой организацией либо обязывает их
к соблюдению определенной формы и условий деятельности.
Крупный ущерб может быть причинен государству, личности, иным организациям и должен
находиться в причинной связи с воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности.
Он исчисляется по общим правилам определения ущерба и признается судом в качестве крупного в
зависимости от характера и объема законной предпринимательской деятельности с учетом, в частности,
упущенной выгоды от потери рабочих мест.
Регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК). Закон предусматривает уголовную
ответственность за регистрацию заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных
государственного земельного кадастра, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю,
если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с
использованием своего служебного положения.
Hosted by uCoz