Navigation bar
  Print document Start Previous page
 156 of 477 
Next page End  

156
квалифицирующих обстоятельств. Устранена специальная ответственность только за неисполнение
законных предписаний антимонопольных органов, предусматривавшаяся ст. 175¹ УК РСФСР.
В ст. 178 даны признаки нескольких составов преступления, которые разграничиваются: а) по
способу совершения монополистических действий и ограничения конкуренции; б) по
квалифицирующим признакам двух степеней тяжести.
Цель статьи — уголовно-правовая охрана порядка и правил эффективного функционирования
товарного рынка, предупреждение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции,
препятствующих осуществлению своих прав и возможностей иными хозяйствующими субъектами, а
также охрана прав и интересов отдельных граждан и государства, не выступающих в качестве
хозяйствующих субъектов.
Социально-поведенчески монополистические действия и ограничение конкуренции представляют
собой различные способы незаконного экономического и внеэкономического воздействия на более
слабого или временно находящегося в затруднительной ситуации участника рынка.
Монополистические действия
(в соответствии со ст. 4 Закона "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. с изменениями и
дополнениями от 24 июня 1992 г. и 25 мая 1995 г.)
*
, составляя содержание монополистической
деятельности, определяются как противоречащие антимонопольному законодательству действия
(бездействие) хозяйствующих субъектов или органов исполнительной власти субъектов Федерации и
органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение
конкуренции.
*
Ведомости РСФСР. 1991.-¹ 16. Ст. 499; 1992. ¹ 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1995. ¹ 22. Ст. 1977.
Конкуренция
— это состязательность хозяйствующих субъектов на рынке, когда их
самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне
воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке.
Монопольно высокой ценой признается цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом,
занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных
затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения
дополнительной прибыли в результате снижения качества товара.
Монопольно низкая цена согласно названному Закону это цена приобретаемого товара,
устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном
рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации
необоснованных затрат за сч¸т продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая
хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве
продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, с целью ограничения
конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка
*
.
*
Решением Министерства экономики РФ установлены минимальные цены, в частности, на алкогольную продукцию
крепостью выше 28 (33,6 руб за 1 л) при оптовой продаже; 36,5 руб. за 1л — при розничной // Российская газета. 1998. 19
апр.
Доминирующим положением на рынке является исключительное положение хозяйствующего
субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо
взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия,
обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим
хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля
которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда
хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на
рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего,
субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65%, если это установлено
антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке
относительно размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот
рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на
рынке определенного товара не превышает 35%.
Hosted by uCoz