Navigation bar
  Print document Start Previous page
 285 of 477 
Next page End  

285
В частности, ст. 85 Закона дает нормативное определение экологических преступлений как
общественно опасных деяний, посягающих на установленный в Российской Федерации экологический
правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющих вред окружающей природной
среде и здоровью человека, предусмотренных УК РФ.
Анализ содержания понятия "экологические преступления" базируется на выявлении таких их черт,
как экологичностъ, противоправность и общественная опасность.
Экологичностъ, или отнесение к экологическим того или иного преступления, основывается на
социальных и природных закономерностях взаимодействия общества и человека с природой; отражает
уровень развития науки и технологий; зависит от уровня научных представлений о механизмах
различного вида антропогенной деятельности; дает возможность выделить данную группу
преступлений как относительно самостоятельную в структуре иных противоправных общественно
опасных деяний. Идентифицирующими признаками экологического преступления являются: освоение
объектов окружающей среды (ее компонентов, элементов, природных ресурсов) как операционального
базиса деятельности или иной (например, культурной, духовной) социальной ценности; направленность
на такое использование объектов окружающей среды, которое прямо запрещено уголовным законом;
непосредственное (контактное) социально осуждаемое изменение состояния, качества или отдельных
параметров окружающей среды; нарушение права человека "на благоприятную окружающую среду,
достоверную информацию о ее состоянии" (ст. 42 Конституции РФ).
Противоправность
как юридическое выражение общественной опасности экологических
преступлений представляет собой сложнейший правовой феномен. Они в большей степени, чем иные
преступления, зависят от усмотрения законодателя, от уровня развития правовой культуры и
юридической техники. Их правовая основа изменчива, их общественная опасность не всегда
воспринимается обществом, властными структурами и профессиональными юристами однозначно.
Большинство диспозиций норм Уголовного кодекса РФ, устанавливающих ответственность за
экологические преступления, как и ранее действовавшего УК РСФСР, является бланкетными.
Законодатель чаще всего при формулировании составов использует экономный оборот "нарушение
правил охраны окружающей среды" или подчиненные ему выражения, указывая на группу правил,
например "нарушения правил захоронения", "нарушения правил выброса в атмосферу загрязняющих
веществ", "с нарушением правил охраны рыбных запасов" и т. п. Кроме того, в тексте уголовно-
правовых норм применяются понятия и термины, носящие специальный характер, обозначающие виды
деятельности, объекты и др. (популяции, критические местообитания, естественные богатства
континентального шельфа, зона экологического бедствия, размещение, стимуляторы роста растений,
обращение с опасными отходами и т. п.). Поэтому для понимания статей гл. 26 УК РФ и правильного их
применения нужно обращаться не только к текстам Общей и Особенной частей Уголовного кодекса, но
и к специальному законодательству, в котором содержатся определения терминов и формулируются
правила охраны окружающей среды, устанавливается порядок экологически значимой деятельности, т.
е. следует обращаться в первую очередь к экологическому и приро-доресурсовому законодательству.
Экологическое и природоресурсовое российское законодательство имеют значительно более
сложную структуру, чем уголовное. Они не относятся к числу кодифицированных отраслей даже в тех
случаях, когда имеются основные акты, например Лесной, Водный или Земельный кодексы, а состоят
из огромного массива законодательных и иных нормативно-правовых актов. Кроме того, собственно
экологическое законодательство переживает в последние годы этап бурного развития: начиная с 1995 г.
принято значительное число новых, часто не имеющих аналогов в российской правовой системе
федеральных законов и еще большее количество подзаконных, включая ведомственные, актов. При
этом утверждать, что экологическое законодательство, как и земельное и другие, полностью
сформировалось, было бы преувеличением. Многие вопросы еще только решаются. Так, до сих пор не
принят федеральный закон, регулирующий обращение с отходами производства и потребления. Статья
247 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за нарушение правил обращения с экологически
опасными отходами. Ввиду отсутствия закона лицам, решающим уголовно-правовые проблемные
ситуации, следует пользоваться лишь подзаконными нормативными актами.
Тем не менее уяснение содержания понятия "экологические преступления" и отдельных норм гл. 26
УК РФ приводит к необходимости использовать следующие Федеральные законы: "Об экологической
экспертизе" от 19 июля 1995 г., "Об использовании атомной энергии" от 20 октября 1995 г., "О
радиационной безопасности населения" от 5 декабря 1995 г., "О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции от 18
Hosted by uCoz