Navigation bar
  Print document Start Previous page
 290 of 477 
Next page End  

290
виновных должностных лиц следует квалифицировать по статьям УК (УК РСФСР. —
Авт.),
предусматривающим ответственность за указанные преступления, а в случаях, когда это повлекло
загрязнение или засорение вод либо загрязнение атмосферного воздуха, — также и по ст. 223 УК
РСФСР"
*
.
*
См. там же. С. 219.
Кроме того, постановлением Пленума от 30 ноября 1990 г. ¹ 9 было разъяснено, что если уголовным
законодательством не предусмотрена специальная ответственность за порчу или загрязнение земли (а
она УК РСФСР не была предусмотрена), но в содеянном имеются признаки должностного
преступления, то должностные лица, в результате действий или бездействия которых произошла порча
земли, загрязнение ее производственными и иными отходами или сточными водами, отвечают за
халатность либо иное должностное преступление
*
.
*
Сборник постановлений пленумов Верховных судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. С.
221.
В п. 15 постановления Пленума указывается, что должностные лица, незаконно использовавшие в
целях незаконного занятия рыбным и другими водными добывающими промыслами, незаконной охоты,
незаконной порубки леса находящиеся в их распоряжении государственный или общественный
транспорт, в результате чего причинен существенный вред, должны нести ответственность за
злоупотребление властью или служебным положением, а также по соответствующим статьям УК
РСФСР за нарушение законодательства об охране природы
*
.
*
См. там же. С. 223
Пленум Верховного Суда СССР разъяснил также, что в случаях, когда должностное лицо
предприятия, учреждения, организации отдает подчиненным по службе работникам незаконное
распоряжение, выполнение которого связано с нарушением законодательства об охране природы,
действия такого должностного лица следует квалифицировать по соответствующим статьям УК
РСФСР, предусматривающим ответственность за указанные деяния, а при наличии к тому оснований —
и за должностное преступление
*
.
*
См. там же. С. 224.
И, наконец, если должностные лица органов охраны природы (т. е. особая категория специальных
субъектов) вступают в преступные сделки с браконьерами, способствуя им в совершении преступления,
или сами совершают такие преступления, как незаконное занятие рыбным или другими водными
добывающими промыслами, незаконная охота, незаконная порубка леса, они должны нести
ответственность за нарушение законодательства об охране природы и соответствующее должностное
преступление
*
.
*
См. там же. С. 224.
Таким образом, решая практически важную проблему о применении ст. 10 УК РФ "Обратная сила
уголовного закона" к лицам, привлеченным к уголовной ответственности за совершение экологических
преступлений по статьям УК РСФСР, помимо размеров наказания, за них установленных, надо
учитывать еще и нормы ст. 170 ("Злоупотребление властью или служебным положением"), ст. 171
("Превышение власти или служебных полномочий"), ст. 172 ("Халатность"), ст. 175 ("Должностной
подлог"), ст. 208 ("Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем"). УК
РСФСР. В УК РФ речь идет, соответственно, о ст. 285.("Злоупотребление должностными
полномочиями"), ст. 286 ("Превышение должностных полномочий"), ст. 293 ("Халатность"), ст. 292
("Служебный подлог"), а также ст. 175 ("Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого
преступным путем").
§ 2. Преступления против порядка экологически значимой деятельности
Данную группу преступлений образуют деяния, за совершение которых уголовная ответственность
установлена ст. 246-248 УК РФ.
Hosted by uCoz