Navigation bar
  Print document Start Previous page
 294 of 477 
Next page End  

294
Объективной стороной данного преступления является нарушение правил охраны окружающей
среды. Само по себе его нельзя рассматривать как преступное действие (бездействие). Таковым оно
становится только при наличии дополнительных признаков, в первую очередь объективной стороны
состава преступления. Но в любом случае нарушение правил должно быть противоправным деянием,
выражаться в грубом противоречии должностным обязанностям и происходить в сфере производства
работ, т. е. быть оценено как дисциплинарный или административный проступок, вытекающий из
публично-правовых отношений.
Статья 246 УК не содержит ограничений собственно состава нарушения правил охраны окружающей
среды, поэтому любое их нарушение, совершенное умышленно, при наступлении тяжких последствий
образует основание уголовной ответственности.
Помимо установления факта осознания лицом общественной опасности своего деяния
применительно к нарушению правил охраны окружающей среды следует учитывать наличие либо
отсутствие обстоятельств, исключающих преступность деяния (крайней необходимости, физического
или психического принуждения, обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения, а также
возможности исполнения правил, т. е. наличия очистных сооружений, приборов контроля и т. п.).
Следующим элементом объективной стороны является обязательное условие совершения деяния, т.
е. осуществление деятельности по размещению, проектированию, строительству, вводу в
эксплуатацию и эксплуатации различных предприятий и объектов.
Российское экологическое законодательство исходит из презумпции потенциальной экологической
опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности
*
, устанавливая требование
обязательного проведения государственной экологической экспертизы при принятии управленческих
решений о производстве работ с получением оценки воздействия на окружающую природную среду
**
для всех упомянутых в ст. 11 и 12 Закона "Об экологической экспертизе" объектов, перечень которых
является исчерпывающим. В их число входят проекты схем развития народного хозяйства, генеральных
схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил РФ,
материалы по созданию горнодобывающей и перерабатывающей промышленности и т. д.
*
См. ст. 3 Федерального закона "Об экологической экспертизе" от 19 июля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. ¹ 48. Ст. 4556.
**
См,: Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Ф
е
~ •дерации от 18 июля 1994 г. // БНА
РФ. 1995. ¹ 1. С. 3-8.
Поэтому уклонение от назначения экспертизы, начало работ до получения положительного
экспертного заключения, сообщение заведомо ложной информации и другие действия (бездействие)
могут расцениваться как нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ.
Специфические нарушения правил охраны окружающей среды при отдельных видах (этапах)
производства работ отличаются друг от друга по содержанию действий и регулируются общими
экологическими требованиями и специальными правилами экологического и природоресурсового
законодательства.
Размещение объектов —
это деятельность по определению пространственного расположения и
организации планируемых сооружений, транспортной инфраструктуры, населенных пунктов,
производственных комплексов и т. п. Охрана окружающей среды при размещении объектов
осуществляется в соответствии с требованиями ст. 41 Закона РФ "Об охране окружающей среды"от 19
декабря 1991 г., Земельного кодекса РСФСР, Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения" от 19 апреля 1991 г. с изменениями и дополнениями от 2 июня 1993 г.,
Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и
курортах" от 27 января 1995 г. и многих других законодательных и иных нормативно-правовых актов.
Нарушениями установленных в этих актах правил могут быть: неполучение необходимого
заключения специально уполномоченных органов и иных документов (например, на отвод земельного
участка); игнорирование правил предварительного согласования места размещения; финансирование
работ до получения надлежащего разрешения; несоблюдение порядка принятия решений о размещении;
предоставление заведомо ложной информации; неустановление вокруг некоторых объектов (например,
ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения) санитарно-защитных зон и зон
наблюдения и др.
Проектирование —
это совокупность технических процедур, осуществляемых на основе
специального решения управомоченными на то лицами и влекущих определенные правовые
Hosted by uCoz