Navigation bar
  Print document Start Previous page
 331 of 477 
Next page End  

331
категорические запреты. Их нарушение может повлечь уголовную ответственность по рассматриваемой
статье. В некоторых нормативных актах наряду с предписаниями и запретами встречаются
рекомендации. Они не являются обязательными, их нельзя считать правилами в общепринятом смысле,
поэтому невыполнение этих рекомендаций не может образовать состав данного преступления.
Среди правил безопасности движения или эксплуатации транспорта одни имеют более общий
характер, другие — более конкретный. Органы предварительного расследования и суды должны
ссылаться на те и другие правила.
Деяние может образовать состав преступления только в том случае, если оно будет выражено в
нарушении правил, установленных правовыми нормами. "Общие меры предосторожности" не относятся
к таковым и их нарушение, вопреки некоторым имеющимся в юридической литературе рекомендациям,
не может влечь ответственность по данной статье. По факту нарушения правил безопасности движения
или эксплуатации транспорта органы следствия и суд не могут обосновать наличие преступления тем,
что лицо "не приняло меры предосторожности", нарушило "основы хорошей морской практики" и т. д.
По каждому делу должно быть точно установлено: а) какое правило нарушено и в чем конкретно
выразилось нарушение; б) лежала ли на работнике транспорта обязанность выполнять эти правила.
Под нарушением правила, о котором говорится в данной статье, следует понимать виновное
совершение действий, противоречащих правовой регламентации безопасности движения или
эксплуатации железных дорог, авиации и водного транспорта, либо невыполнение или ненадлежащее
выполнение правил безопасности их функционирования.
Нарушения правил безопасности движения и эксплуатации могут выражаться:
на железнодорожном транспорте — в отсутствии наблюдения за тем, свободен ли путь; самовольном
занятии перегона; неподаче сигнала, превышении скорости и т. д.;
на воздушном транспорте — в невыполнении схемы полетов; игнорировании требований,
предъявляемых к полету и работе экипажа; несоблюдении техники пилотирования — правил
управления воздушным движением, правил безопасности эксплуатации аэродромов и т. п.;
на водном транспорте — в неудовлетворительном наблюдении и связанном с ним позднем
обнаружении судна или иного препятствия; чрезмерной скорости и обгоне в неподходящих условиях;
необоснованных предположениях судоводителя и ошибочной оценке ситуации; опоздании в принятии
мер по уклонению от опасного сближения и др.
Указанные в законе нарушения могут выражаться как в форме действия, так и бездействия. За
бездействие лицо отвечает только в том случае, когда на нем лежала обязанность совершить
определенные действия. Эта обязанность установлена ведомственными нормативными актами.. Значит,
при привлечении к уголовной ответственности за бездействие субъект данного преступления
рассматривается как часть системы отношений, урегулированных правилами безопасности движения и
эксплуатации транспорта, поскольку его деятельность призвана обеспечивать безаварийность железных
дорог, флота и гражданской авиации.
Наряду с нарушением правил безопасности движения в законе говорится и о нарушении правил
эксплуатации транспорта. Последнее включает в себя как нарушение правил безопасности
эксплуатации самого транспортного средства, так и нарушение правил эксплуатации тех систем и
агрегатов, которые обеспечивают безаварийное функционирование железнодорожного, воздушного и
водного транспорта. Эксплуатация транспорта — это более широкое понятие, чем его движение. Если
процесс движения неотделим от эксплуатации, то эксплуатация может происходить как в сфере
движения, так и вне ее (например, в период стоянки судна на рейде, в порту, в период предполетной
подготовки воздушного судна и т. д.).
Более четверти происшествий на морском транспорте составляют так называемые технические
аварии. Согласно материалам обобщений судебной практики, 17% преступлений данной категории
совершены только в процессе эксплуатации транспорта — вне сферы его движения. А такие виды
преступных последствий на водном транспорте, как пожары и взрывы паровых котлов, чаще всего
возникают не в процессе движения, а именно во время стоянки судов в порту, на рейде или на
профилактическом ремонте.
Камчатским областным судом был осужден капитан теплохода Г. за то что он в нарушение Устава службы
допустил выход из эксплуатации насосов осушительной и противопожарной системы, не обеспечил судно
водоотливными средствами, не принял мер к усилению контроля со стороны вахтенной службы, разрешил
разборку кингстона (клапана в подводной части, служащего для доступа забортной воды) при нарушенной
Hosted by uCoz