Navigation bar
  Print document Start Previous page
 348 of 477 
Next page End  

348
договоров, специальных разрешений на совершение разовых полетов. До начала выполнения такого
полета эксплуатант должен сообщить специально уполномоченному органу в области гражданской
авиации опознавательные знаки иностранного воздушного судна. Кроме того, он обязан представить
сведения о страховании или об ином обеспечении ответственности за причинение вреда третьим лицам
и воздушным судам.
Судовые документы, имеющиеся на борту гражданских воздушных судов иностранных государств,
признаются действительными на территории Российской Федерации, если они соответствуют
международным авиационным стандартам, признаваемым Россией.
Иностранные воздушные суда при производстве посадки на территории Российской Федерации
могут быть подвергнуты осмотру с проверкой судовых документов. В случаях, если отсутствует
установленная для международных полетов документация или имеются основания считать данное
судно неисправным, специально уполномоченный орган в области гражданской авиации может
приостановить его отправку.
На прибывающие в Российскую Федерацию, убывающие из России или следующие транзитом с
посадкой на территории РФ воздушные суда, их экипажи и пассажиров, а также на имущество, багаж,
грузы и почту, ввозимые в страну и вывозимые из нее, распространяется действие паспортных,
таможенных и иных правил, установленных в соответствии с российским законодательством.
В целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа Воздушный кодекс РФ
предусматривает проведение обязательного предполетного досмотра. При выполнении международных
полетов воздушных судов он проводится после осуществления пограничного, таможенного, санитарно-
карантинного, иммиграционного, ветеринарного, фитосанитарного и иного контроля.
Международные полеты подразделяются на: а) регулярные, выполняемые по расписанию, и
дополнительные к расписанию; б) специальные; в) чартерные (заказные); г) эпизодические (разовые).
В соответствии с принципом государственного суверенитета над воздушным пространством каждое
государство вправе самостоятельно устанавливать правила полетов любых воздушных судов,
находящихся в пределах его территории. Это общепринятая норма, подтвержденная международными
соглашениями и закрепленная законами многих стран.
В то же время развитие гражданской авиации и увеличение интенсивности полетов привели к
необходимости разработки и внедрения в практику единообразных норм, касающихся международных
полетов. Такие правила были разработаны Организацией международной гражданской авиации (ИКАО)
и представлены в виде международных стандартов (Приложение 2 к Чикагской конвенции 1944 г.).
Россия обязана применять на своей территории приемлемые и соответствующие ее интересам
международные стандарты.
Правовой режим воздушного пространства определяется в той или иной степени правовым режимом
территории, над которой оно расположено. В отношении воздушного пространства над открытым
морем, международными проливами, не перекрывающимися территориальными водами прибрежных
государств, Антарктикой установлен международно-правовой режим. Следовательно, в этом случае
государства не могут устанавливать либо применять свои правила полетов, а обязаны придерживаться
норм, регулирующих порядок использования международного воздушного пространства.
Следует иметь в виду, что закон дает лишь примерный перечень наиболее типичных способов
нарушения правил международных полетов. Для правильного решения вопроса о наличии в действиях
нарушителя состава преступления, предусмотренного ст. 271 УК, необходимо обратиться к
нормативным актам, устанавливающим эти правила.
При выполнении международных полетов экипаж воздушного судна России руководствуется:
а) в воздушном пространстве Российской Федерации — правилами, закрепленными в российском
законодательстве, Основными правилами полетов и Наставлением по производству полетов в
гражданской авиации (НПП ГА);
б) в воздушном пространстве иностранного государства: правилами, действующими в этом
государстве, а также Основными правилами полетов и НПП ГА, если их положения не противоречат
правилам, установленным в иностранном государстве; НОТАМ (извещение пилотам о состоянии
аэродромов, радиотехнических средствах, системах посадки и т. д.) и циркулярами аэронавигационной
информации, издаваемыми и рассылаемыми полномочными органами; соглашениями о воздушных
сообщениях между Российской Федерацией и другими государствами.
Полеты иностранных воздушных судов в воздушном пространстве России осуществляются только по
установленным международным трассам. Перечни таких трасс и аэропортов (аэродромов), а также
Hosted by uCoz