Navigation bar
  Print document Start Previous page
 361 of 477 
Next page End  

361
ГЛАВА 15. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И
БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
§ 1. Понятие, система и классификация составов преступлений против основ
конституционного строя и безопасности государства
В условиях тяжелого кризиса в стране, обострения политической борьбы, сложных, а нередко
конфликтных межнациональных отношений, несбалансированности участия государства в
формировании новых экономических отношений актуальной остается проблема защиты уголовно-
правовыми средствами основ конституционного строя и безопасности государства. Ослабление
государственных институтов, порой непродуманные реформы правоохранительных органов и
спецслужб сопровождаются ростом преступности, особенно в организованных формах, попытками
бесконтрольного вывоза за рубеж ценного сырья и лицензионных материалов, активизацией попыток
сбора иностранными разведками сведений, составляющих государственную тайну, о запасах
стратегического сырья и энергоресурсов, новейших технологиях и вооружении, перспективных
научных исследованиях. "Сокращается экономический, научный и демографический потенциал страны.
Сузились рынки сбыта и сырьевая база российской промышленности... Интеграция России в мировой
рынок происходит зачастую на условиях, не выгодных для нашей страны"
*
.
*
Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997
г. ¹ 1300.
Кризисной ситуацией в России в полной мере пользуются зарубежные спецслужбы и преступный
элемент внутри страны. В 1995 г. 28 российских граждан были разоблачены в проведении шпионской
деятельности; за 6 месяцев 1996 г. — 11 российских граждан. За это же полугодие было предотвращено
более 100 попыток передачи важнейших сведений иностранным представителям за вознаграждение
*
.
Так, в апреле 1997 г. приговорен к 12 годам лишения свободы бывший подполковник ФАПСИ Дудин,
который, изменив Родине, инициативно вступил в связь с германской разведкой БНД и выдал сведения,
составляющие государственную тайну
**
.
*
См.: Ковалев Н. Сейчас шпионят ради денег // Известия. 1996. 2 авг
**
См.: Интервью и выступления директора ФСБ России Н. Д. Ковалева в средствах массовой информации, М.: Центр
общественных связей ФСБ РФ. 1997. С. 22
Система преступлений, ответственность за которые предусматривает уголовное законодательство,
отражает характер исторического этапа, который проходит Россия.
Новая Конституция Российской Федерации 1993 г. сменила приоритеты, поставив на первое место
интересы личности, а не государства. В ней отмечается: "Человек, его права и свободы являются
высшей ценностью" (ст. 2). В научный, практический лексикон и законодательство довольно прочно
вошел оборот, отражающий новый подход: "личность — общество — государство". В УК Российской
Федерации 1996 г. государственные преступления включены в гл. 29 "Преступления против основ
конституционного строя и безопасности государства", а на первое место в Особенной части
переместился раздел "Преступления против личности".
В системе Особенной части УК РСФСР глава о государственных преступлениях традиционно
ставилась на первое место. А поскольку ответственность за государственные преступления в бытность
СССР предусматривалась специальным общесоюзным законом 1958 г., то все бывшие союзные
республики в нормотворческом процессе шли по данному пути.
В новом УК России родовым объектом государственных преступлений названы "Основы
конституционного строя и безопасность государства". Основы же конституционного строя, как
говорится в самой Конституции (ст. 16), — это положения, изложенные в ст. 1-16. .А в них речь идет о
защите интересов и личности, и общества, и государства.
Основы конституционного строя раскрывают совокупность защищаемых основным законом
общественных отношений по установлению типа государства и формы его правления (ст. 1), признанию
человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст. 2), а многонационального народа — носителем
суверенитета и единственным источником власти (ст. 3), распространению суверенитета на всю
территорию Российской Федерации (ст. 4), федеративному устройству государства (ст. 5), правовому
закреплению гражданства Российской Федерации (ст. 6), социальной сущности государства,
Hosted by uCoz