Navigation bar
  Print document Start Previous page
 362 of 477 
Next page End  

362
призванного обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7), защите всех форм
собственности (ст. 8), охране земель и других природных ресурсов (ст. 9), разделению власти на
законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10) с закреплением носителей государственной
власти в центре и в субъектах Российской Федерации (ст. 11), признанию и обеспечению гарантий
местного самоуправления (ст. 12), идеологического многообразия (ст. 13), отделению религиозных
объединений от государства (ст. 14), приданию Конституции высшей юридической силы и закреплению
приоритета международного договора над внутренним законодательством (ст. 15), декларированию, что
"никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам
конституционного строя Российской Федерации" (ст. 16).
В новом уголовном законе система государственных преступлений не имеет деления на особо
опасные и иные. Иные государственные преступления были лишены единого родового объекта, а
поэтому их расположение в системе УК РСФСР 1960 г. подвергалось обоснованной критике
*
.
*
См.: Ляпунов Ю. И., Мшвениерадзе П. Я. Основы систематизации норм Особенной части уголовного права //
Правоведение. 1965. ¹ 3. С. 30; Дьяков С. В., Игнатьев А. А., Карпушин М. Н. Ответственность за государственные
преступления. М., 1988. С. 85.
В зависимости от понимания источников опасности, а следовательно, непосредственных объектов
предлагаются различные взгляды на классификацию преступлений против основ конституционного
строя и безопасности государства. А. В. Наумов, с оговоркой об известной условности, предлагает
следующую классификацию преступлений:
1) преступления, посягающие на внешнюю безопасность Российской Федерации: государственная
измена (ст. 275 УК) и шпионаж (ст. 276 УК);
2) преступления, посягающие на легитимность государственной власти, т. е. направленные на
насильственный захват или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской
Федерации (ст. 278 УК); вооруженный мятеж (ст. 279 УК); публичные призывы к насильственному
изменению конституционного строя Российской Федерации (ст. 280 УК);
3) преступления, посягающие на конституционный принцип политического многообразия и
многопартийности (как один из составляющих основы конституционного строя), — посягательство на
жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК);
4) преступления, посягающие на экономическую безопасность . и обороноспособность Российской
Федерации: диверсия (ст. 281 УК), разглашение государственной тайны (ст. 283 УК), утрата
документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК);
5) преступления, посягающие на конституционный запрет разжигания расовой, национальной и
религиозной розни (как один из составляющих основы конституционного строя), — возбуждение
национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282 УК)
*
.
*
См.: Уголовное право России. Особенная часть // Отв. ред. А. И. Рарог. М., 1996. С. 329
По нашему мнению, представленная классификация уязвима по ряду причин.
Во-первых, не просматривается единое основание классификации, без чего она лишается научной
четкости.
Во-вторых, преступления, предусмотренные в п. 2 (ст. 278, 280) посягают не на легитимность
государственной власти, а на внутреннюю безопасность или политическую систему Российской
Федерации. Легитимность, как "признание или подтверждение законности какого-либо права,
полномочия"
*
, безусловно страдает при совершении указанных преступлений. Однако их объектом
является не она, а сама внутренняя безопасность как состояние защищенности конституционного строя
от внутренних угроз. Вполне правомерно можно ставить вопрос о легитимности существующего
конституционного строя вне ситуаций совершения преступлений указанной группы.
*
Словарь иностранных слов, М,, 1979. С. 281.
"Кризис легитимности возникает в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима
с представлениями основной части граждан о необходимых формах и средствах политического
регулирования, нормах справедливого правления и с другими ценностями массового сознания.
Соответствие целей режима и массовых представлений способствует поддержке и росту легитимности
правящих структур, а несоответствие — падению легитимности и дестабилизации государственности"
*
.
*
Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М, 1995. С. 313.
Hosted by uCoz