Navigation bar
  Print document Start Previous page
 376 of 477 
Next page End  

376
В дореволюционном российском уголовном праве должностные (служебные) преступления стали
рассматриваться как особый вид преступлений, начиная с Уложения о наказаниях уголовных и
исправительных 1845 г., где были выделены в разделе "О преступлениях и преступниках по службе
государственной и общественной". Уголовное уложение 1903 г. также содержало главу "О преступных
деяниях по службе государственной и общественной". Субъектом этих деяний признавался служащий,
т. е. "лицо, несущее обязанности или исполняющее временное поручение по службе государственной
или общественной, в качестве должностного лица, или полицейского или иного стража или служителя,
или лица сельского или мещанского управления" (ч. 4 ст. 636).
В советских Уголовных кодексах (1922, 1926 и 1960 гг.) существовала самостоятельная глава о
должностных (служебных) преступлениях, правда, перечень их менялся. По УК РСФСР 1960 г. к числу
должностных преступлений были отнесены: злоупотребление властью или служебным положением,
превышение власти или служебных полномочий, халатность, получение взятки, дача взятки,
посредничество во взяточничестве (1962 г.), должностной подлог, нарушение антимонопольного
законодательства (1992 г.).
Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. принципиально изменил существовавшую в
советском уголовном законодательстве регламентацию ответственности за должностные преступления.
Фактически полное огосударствление всех сторон экономической и общественной жизни, сложившееся
в условиях тоталитаризма и командно-административной системы управления, определяло понимание
должностных преступлений как деяний, нарушающих нормальную деятельность государственного и
общественного аппарата управления, субъектами которых могли быть управленческие работники
практически всех существовавших в обществе структур, за исключением религиозных организаций и
объединений. Поэтому субъектами должностных преступлений, помимо представителей власти,
признавались лица, занимающие должности, связанные с выполнением организационно-
распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей в государственных и общественных
организациях, учреждениях и на предприятиях (примечание к ст. 170 УК РСФСР 1960 г.). Коренная
перестройка экономической и политической систем общества в Российской Федерации в 90-е годы,
возникновение многоукладной экономики, появление многочисленных коммерческих организаций,
основанных на различных формах собственности, процесс демократизации, связанный, в частности, с
появлением политических партий и общественных объединений различной ориентации, снятие налета
государственности с профсоюзов и других общественных организаций определили необходимость
пересмотра понятий должностного (служебного) преступления и должностного лица, сложившихся в
советском уголовном праве и отражавшихся в действовавшем законодательстве. Следствием этого
явилось появление в УК РФ 1996 г. двух самостоятельных глав: "Преступления против интересов
службы в коммерческих и иных организациях" (гл. 23) и "Преступления против государственной
власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления" (гл. 30). К
числу преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в
органах местного самоуправления отнесены: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285),
превышение должностных полномочий (ст. 286), отказ в предоставлении информации Федеральному
Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (ст. 287), присвоение
полномочий должностного лица (ст. 288), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.
289), получение взятки (ст. 290), дача взятки (ст. 291), служебный подлог (ст. 292), халатность (ст. 293).
В отличие от ранее действовавшего Кодекса в названии гл. 30 УК
РФ 1996 г. более определенно
отражен родовой объект преступлений, ответственность за совершение которых регламентируется в
данной главе: государственная власть, интересы государственной службы и службы в органах
местного самоуправления.
Государственная власть в Российской Федерации (законодательная, исполнительная, судебная)
осуществляется Президентом, Федеральным Собранием (Советом Федерации и Государственной
Думой), Правительством, судами Российской Федерации. Государственную власть в субъектах
Российской Федерации (республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной
области, автономных округах) осуществляют образуемые ими органы представительной,
исполнительной и судебной (конституционный (уставной) суд, мировые судьи) власти. Под
государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения
полномочий государственных органов (ст. 2 Федерального закона "Об основах государственной службы
Российской Федерации" от 5 июля 1995 г.
*
). Служба в органах местного самоуправления (в городах,
Hosted by uCoz