Navigation bar
  Print document Start Previous page
 377 of 477 
Next page End  

377
районах, поселках и т. д.) — это профессиональная деятельность на постоянной основе в органах
местного самоуправления по исполнению полномочий этих органов на решение вопросов местного
значения (ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" от 22 августа 1995 г.
**
). Органы местного самоуправления самостоятельно
управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет,
устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные
вопросы местного значения.
*
СЗ РФ. 1995. ¹ 31. Ст. 2990.
**
СЗ РФ. 1995. ¹ 35. Ст. 3506.
Интересы государственной и муниципальной службы заключаются прежде всего в четком, полном и
своевременном выполнении задач публичного управления, стоящих соответственно перед каждым
государственным органом и органом местного самоуправления. При этом служащие этих органов
должны в своей деятельности строго руководствоваться Конституцией РФ, федеральными законами,
иными нормативными актами и должностными инструкциями. Они обязаны признавать, соблюдать и
защищать права и свободы человека и гражданина. Однако, как отмечается в Указе Президента РФ от 6
июня 1996 г. ¹ 810 "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы",
становление российской государственности нередко тормозится в результате слабой исполнительской
дисциплины и безответственности должностных лиц и работников федеральных органов
исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления, приводящих к нарушению или неисполнению федеральных законов, указов
Президента РФ и решений судов
*
.
*
СЗ РФ. 1996. ¹ 24. Ст. 2868.
Таким образом, родовым объектом преступлений, включенных в гл. 30 УК, является нормальная
деятельность публичного аппарата управления в лице государственных органов законодательной,
исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, государственных и
муниципальных учреждений, а также аппарата управления в Вооруженных Силах, других войсках
(внутренние, пограничные, железнодорожные и т. д.) и воинских формированиях Российской
Федерации по выполнению стоящих перед ними задач. Помимо этого основного объекта, указанные
преступления в зависимости от конкретных обстоятельств совершения способны причинить
физический вред гражданам, имущественный ущерб гражданам, коммерческим и иным организациям,
серьезно нарушить конституционные и иные права граждан, причинить иной вред интересам общества
и государства.
Второй отличительной чертой преступлений против государственной власти, интересов
государственной службы и службы в органах местного самоуправления является то, что они
совершаются специальными субъектами, т. е. лицами, характеризующимися определенными
особенностями по сравнению с общим субъектом. Эти преступления совершаются как бы изнутри, т. е.
самими работниками государственных или муниципальных органов, государственных или
муниципальных учреждений, военнослужащими, наделенными публичной властью определенными
полномочиями и использующими эти полномочия в преступной деятельности. В большинстве составов
преступлений, включенных в гл. 30 УК, таким субъектом является должностное лицо. В то же время в
примечании 4 к ст. 285 УК сказано, что в случаях, специально предусмотренных соответствующими
статьями, ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной
службы и службы в органах местного самоуправления несут государственные служащие и служащие
органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц. Таких случаев два:
присвоение полномочий должностного лица (ст. 288) и служебный подлог (ст. 292).
Согласно примечанию 1 к ст. 285, должностными лицами как субъектами преступлений против
государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного
самоуправления признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию
осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-
распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах
местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных
Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Таким образом, закон очень четко выделяет две группы граждан, подпадающих под понятие
Hosted by uCoz