Navigation bar
  Print document Start Previous page
 381 of 477 
Next page End  

381
органов и организаций публичного управления, а не только должностных лиц. Такое решение
представляется правильным.
*
См.: Правоведение. 1996. ¹ 1.
Составы преступлений, включенных в гл. 30 УК, — это составы так называемых общих
преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в
органах местного самоуправления. Они могут совершаться любыми должностными лицами
(служащими), в любом государственном или муниципальном органе либо учреждении и влечь
разнообразные последствия. Помимо них в других главах УК есть немало специальных составов
преступлений, совершаемых должностным лицами в определенной, указанной в законе сфере
деятельности либо конкретно определенными должностными лицами. Это ряд преступлений против
конституционных прав и свобод человека и гражданина (гл. 19), преступлений в сфере экономической
деятельности (ст. 169, 170 и др.), преступлений против правосудия (гл. 31) и др. Согласно закону (ч. 3
ст. 17 УК), если преступление предусмотрено общей и специальной нормами, совокупность
преступлений отсутствует и уголовная ответственность наступает по специальной норме.
Помимо признаков, характеризующих объект и субъект преступлений против государственной
власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, можно
указать еще на некоторые обстоятельства, общие для большинства преступлений, отнесенных к этой
группе.
С субъективной стороны, как правило, эти преступления совершаются путем активных действий
виновных лиц. Однако в некоторых случаях (ст. 285, 287, 293 УК) закон в качестве формы
осуществления общественно опасного посягательства на интересы нормальной деятельности
публичного аппарата управления допускает и преступное бездействие, связанное с невыполнением или
ненадлежащим выполнением должностным лицом лежащих на нем служебных обязанностей.
Составы преступлений, включенных в гл. 30, конструируются как по типу материальных (ст. 285,
286, п. "в" ч. 2 ст. 287, 288, 293), так и формальных (ст. 287, 289
- 292) составов. Характерным
последствием в материальных составах является существенное нарушение прав и законных интересов
граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, а в
квалифицированных составах — тяжкие последствия.
В самих статьях Уголовного кодекса не предлагается никаких критериев для определения
существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества или
государства, а также критериев для отграничения существенного нарушения от тяжких последствий.
Таким образом, правоприменителю предоставляется возможность и налагается обязанность самому
произвести оценку наступивших последствий и аргументирование отнести их к одной из названных
категорий последствий служебного преступления. В качестве некоего ориентира можно
воспользоваться толкованием понятий существенного вреда и тяжких последствий должностных
преступлений, данным в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. ¹ 4 "О
судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении
власти или служебных полномочий, халатности, должностном подлоге"
*
применительно к нормам УК
1960 г. Пленум подчеркнул, что существенный вред охраняемым законом правам и интересам граждан,
общественным и государственным интересам может выражаться в причинении не только
материального, но и иного вреда: в нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве
авторитета органов власти, создании помех и сбоев в их работе, нарушении общественного порядка,
сокрытии крупных хищений, тяжких преступлений и т. п. Тяжкие последствия усматривались, когда в
результате преступления был причинен такой вред, как крупные аварии, длительная остановка
транспорта или производственного процесса, дезорганизация работы государственного
(муниципального) органа или учреждения, нанесение материального ущерба в особо крупных размерах,
причинение смерти или тяжких телесных повреждений хотя бы одному человеку и т. п.
*
БВС СССР. 1990. ¹ 3.
С субъективной стороны, все преступления против государственной власти, интересов
государственной службы и службы в органах местного самоуправления за одним исключением
(халатность), являются умышленными. Помимо формы вины элементами составов некоторых
преступлений является мотив их совершения — корыстная или иная личная заинтересованность (ст. 285
Hosted by uCoz