Navigation bar
  Print document Start Previous page
 388 of 477 
Next page End  

388
Информация, содержащаяся в автоматизированных информационных системах, не является
официальным документом Искажение (модификация) компьютерной информации влечет
ответственность по ст. 272 УК. Документ, полученный из автоматизированной информационной
системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона "Об информации,
информатизации и защите информации")
*
.
*
СЗ РФ. 1996. ¹ 8. Ст. 609.
Объективная сторона служебного подлога может быть выполнена одним из двух действий,
указанных непосредственно в тексте закона: 1) внесение заведомо ложных сведений в официальные
документы; 2) внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное
содержание. Таким образом, подлог может быть материальным
внесение различных изменений в
действительный документ и интеллектуальным составление ложного по содержанию, но подлинного
по форме документа. Состав подлога формальный и преступление признается оконченным с момента
совершения указанных действий независимо от того, повлекло ли это деяние какие-либо последствия,
был ли использован данный подложный документ.
Внесение заведомо ложных сведений в официальные документы —
это запись не соответствующей
действительности информации в подлинный документ, который при этом сохраняет все признаки и
реквизиты настоящего. Это деяние может представлять и изготовление полностью поддельного как по
форме, так и по содержанию документа. К данной разновидности подлога относится также пометка
документа другим числом, не соответствующим фактической дате составления или выдачи документа,
подделка подписи другого должностного лица и т. п.
Внесение в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание, может
быть совершено путем подчистки, дописки и иными способами. Подчистка заключается в уничтожении
различными способами прежних записей или реквизитов в подлинном документе с возможной заменой
их ложными.
Обязательным условием признания содеянного именно служебным подлогом является совершение
соответствующих действий по отношению к официальным документам должностным лицом или
служащим в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей (в рамках или с превышением
служебной компетенции). Если субъект, в принципе являющийся должностным лицом или служащим,
подделывает неофициальный документ или не использует при подделке те возможности, которыми он
обладает в силу своего служебного положения, состава служебного подлога нет. В соответствующих
случаях эти действия могут быть квалифицированы по ст. 327 УК как подделка удостоверения или
иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей,
совершенная частным лицом как преступление против порядка управления.
В отличие от большинства составов преступлений против государственной власти, интересов
государственной службы и службы в органах местного самоуправления субъектом служебного подлога
может быть не только должностное лицо, но и любой государственный служащий и служащий органа
местного самоуправления, не выполняющий в государственных или муниципальных органах
организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Государственным
служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном
федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за
денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета
соответствующего субъекта Российской Федерации. Следовательно, государственная должность — это
должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов
Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с
Конституцией РФ.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" определил муниципального служащего как лицо, осуществляющее службу на должностях в
органах местного самоуправления.
Субъективная сторона служебного подлога характеризуется прямым умыслом. Виновный
достоверно знает, что он вносит в официальные документы ложные сведения, и столь же сознательно
совершает иные действия, составляющие сущность подлога. При этом он должен руководствоваться
корыстными или иными личными побуждениями. Наличие какого-либо другого мотива при совершении
действий, предусмотренных ст. 292 УК, исключает ответственность за служебный подлог.
Hosted by uCoz