Navigation bar
  Print document Start Previous page
 400 of 477 
Next page End  

400
вымогательства, по собственному желанию взяткодателя. Ни тот, ни другой в принципе не
заинтересованы в предании огласке содеянного. Чтобы разорвать эту связь, закон предоставляет шанс
лицу, давшему взятку, освобождая его от ответственности при условии добровольного сообщения им о
содеянном.
Добровольным считается сообщение, сделанное не вынужденно, а по собственному желанию
взяткодателя при осознании им того обстоятельства, что о данной им взятке органам власти еще не
известно. При указанном выше условии мотивы, по которым сделано сообщение, и время, которое
прошло с момента дачи взятки, решающего значения не имеют. В частности, сообщение о даче взятки
должно быть признано добровольным и в тех случаях, когда взяткодатель сообщил о преступлении,
поскольку должностное лицо, получившее взятку, не выполнило обещанного. При этом, конечно,
взяткодатель должен считать, что органы власти не располагают информацией о преступлении.
Сообщение о даче взятки может быть устным или письменным и сделано органу, имеющему право
возбудить уголовное дело, т. е. прокурору, следователю, органу дознания, судье.
В соответствии со смыслом закона соучастники в даче взятки, добровольно сообщившие о
преступлении, также освобождаются от уголовной ответственности на основании примечания к ст. 291
УК. При добровольном сообщении взяткодателя другие соучастники в даче взятки (соисполнители,
организаторы, подстрекатели, пособники) от ответственности не освобождаются, если, конечно,
сообщение не сделано от имени всех соучастников по договоренности с ними.
Освобождение взяткодателей от уголовной ответственности по мотивам вымогательства взятки или
добровольного сообщения о даче взятки не означает отсутствия в действиях этих лиц состава
преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на
возвращение им ценностей, переданных в виде взятки, которые подлежат обращению в доход
государства.
Совсем иная ситуация имеется в случаях, когда должностное лицо, покушаясь на получение взятки,
требует передачи ему материальных ценностей у гражданина, а последний сообщает об этом в
соответствующие органы, а затем с их ведома для. уличения и задержания с поличным преступника,
пытавшегося получить взятку, передает ему деньги или иные ценности. Подобные действия нельзя
рассматривать как провокацию получения взятки, поскольку должностное лицо по своей инициативе
требовало взятку, т. е. уже совершило уголовно наказуемое деяние — приготовление или покушение на
получение взятки, за что и должно нести ответственность. В действиях гражданина в таких случаях нет
состава преступления, так как он не давал должностному лицу взятку, а лишь имитировал ее. Поэтому,
в отличие от случаев дачи взятки с последующим добровольным сообщением о содеянном,
материальные ценности должны быть возвращены гражданину или иному субъекту по принадлежности.
§ 4. Иные преступления против государственной власти, интересов государственной
службы и службы в органах местного самоуправления
Уголовный кодекс РФ 1996 г. предусмотрел в гл. 30 три новых состава преступления: отказ в
предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате
Российской Федерации (ст. 287), присвоение полномочий должностного лица (ст. 288), незаконное
участие в предпринимательской деятельности (ст. 289).
Федеральное Собрание Российской Федерации, в состав которого входят Совет Федерации и
Государственная Дума, является представительным и законодательным органом Российской Федерации
и, естественно, для эффективного выполнения своих функций должно обладать полной и достоверной
информацией по рассматриваемым им вопросам.
Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного
финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ.
В ее задачи, в частности, входит: осуществление контроля за своевременным исполнением доходных
и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов,
финансовая экспертиза проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов, анализ
выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета,
контроль за
законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных
внебюджетных фондов в
Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-
кредитных учреждениях РФ и т. д.
Hosted by uCoz