Navigation bar
  Print document Start Previous page
 424 of 477 
Next page End  

424
Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается лишь в действиях, которые
оскверняют символы государственности. К таким действиям должны быть отнесены сжигание герба и
флага, их срывание, повреждение, уничтожение, искажение цвета, нанесение на них оскверняющих
знаков, каких-либо надписей, топтание их и т. п. Указанные действия могут быть совершены при
большом скоплении народа либо тайно. И в том, и в другом случае должен проявиться признак
публичности этих действий. Для данного преступления характерно проявление неуважительного
отношения к символам государственности. Неуважение к символам выражается в надругательстве над
ними, которое наблюдается гражданами (либо сами действия, либо последствия, свидетельствующие о
надругательстве над символами государственности). Если действия и последствия остаются никому не
известными, то нельзя говорить о состоявшемся надругательстве. В таком случае преступление не будет
оконченным.
Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный
осознает, что учиняет надругательство над символами государственности Российской Федерации, и
желает осквернить эти символы. Для квалификации содеянного по ст. 329 УК не имеет значения,
какими мотивами руководствовался виновный. Однако если виновный похищает флаг в целях
обращения его в свою собственность из корыстных побуждений, то содеянное следует
квалифицировать как кражу по ст. 158 УК. Если в основе содеянного лежали хулиганские мотивы, а
уничтожение или повреждение флага, герба было способом выражения явного неуважения к обществу,
то содеянное следует квалифицировать по ст. 213 (хулиганство) и ст. 329 УК. Надругательство над
Государственным флагом или Государственным гербом может быть формой призыва к
насильственному изменению конституционного строя. В данном случае виновный должен привлекаться
к уголовной ответственности также по совокупности ст. 280 и 329 УК.
Субъектом данного преступления могут быть граждане России, иностранные граждане и лица без
гражданства, достигшие 16-летнего возраста.
§ 3. Применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК)
Предусмотренное в данной статье преступление представляет собой общественно опасное
посягательство, так как нарушает нормальную деятельность государственного аппарата. Кроме того, это
преступление посягает и на представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих
должностных обязанностей.
Объектом рассматриваемого преступления следует считать нормальную деятельность органов
власти (это основной непосредственный объект). Дополнительным объектом является здоровье
указанных лиц, телесная неприкосновенность, их безопасность. Потерпевшими от этого преступления
могут быть лишь представитель власти и его близкие. При этом закон (примечание к ст. 318 УК)
ограничивает круг представителей власти лишь должностными лицами правоохранительного или
контролирующего органа, а также должностными лицами, наделенными распорядительными
полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости.
Понятие представителя власти дано в главе о преступлениях против государственной власти,
интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Представитель власти должен обладать властными полномочиями, т.е. иметь возможность
принимать решения, предъявлять
требования, обязательные для граждан, предприятий, учреждений,
организаций независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности. К представителям
власти относятся лица, работающие в федеральных органах государственной власти (депутаты
Федерального Собрания, Президент, члены Правительства, судьи, работники прокуратуры, органов
внутренних дел, ФСБ, депутаты областной, краевой Дум, главы администраций, президенты республик,
военнослужащие, исполняющие обязанности по охране общественного порядка, оперативные
сотрудники налоговых служб, Комитета по антимонопольной политике, таможенной службы и др.).
Представители власти осуществляют свои полномочия постоянно, временно или по специальному
поручению. Общественные работники, осуществляющие свои властные полномочия по специальному
поручению, — это общественные инспектора охотинспекций и рыбинспекщий, общественные
контролеры на транспорте, народные дружинники и др.
В качестве потерпевших от данного преступления закон называет близких представителя власти. В
примечании к ст. 316 УК (укрывательство преступлений) законодатель говорит о близких
родственниках, которые не могут отвечать в уголовном порядке за заранее не обещанное
Hosted by uCoz