Navigation bar
  Print document Start Previous page
 22 of 107 
Next page End  

Карен Хорни: «Самоанализ»
22
потребность «виснуть» на другом человеке за способность к большой любви и будет особо
гордиться этой иллюзорной способностью. Наконец, если С. присуща невротическая
потребность справляться с любой ситуацией только собственными усилиями, быть
самостоятельным любой ценой, он будет чрезмерно горд тем, что он умелый и уверенный в
себе человек и никогда и ни в ком не нуждается.
Поддержание этой веры (для А. веры в необыкновенную силу ума, для В. — в свою
любвеобильную натуру, для С. — в способность самостоятельно решать дела) становится такой
же навязчивостью, как и те невротические наклонности, которые ее вызвали. Но гордость
обладанием этими качествами чувствительна и уязвима, и на то есть веские причины. Ее
основание недостаточно прочно. Она покоится на слишком зыбком фундаменте и содержит
слишком много иллюзорных элементов. Фактически это скорее гордость качествами, которые
нужны человеку для осуществления своих невротических наклонностей, а не теми, что ему
реально присущи. Так, например, В. неспособен сильно любить, но вера его в это качество
позволяет ему не замечать фальшивость собственных целей. Если он хоть немного усомнится в
своей способности любить, то вынужден будет признать, что на самом деле ему нужен не тот,
кого он будет любить, а тот, кто посвятит ему свою жизнь, не получая ничего взамен. Это
означало бы такую серьезную угрозу его защищенности, что реакция его на соответствующую
критику оказалась бы смесью паники и враждебности, в которой преобладало бы одно или
другое. Точно так же А. будет реагировать крайним раздражением на любое сомнение, которое
может хоть как-то бросить тень на справедливость его суждений. С другой стороны, С., гордый
тем, что ни в ком не нуждается, непременно будет испытывать огромное раздражение при
малейшем намеке на его неспособность справиться с чем-либо без посторонней помощи или
совета. Тревога и враждебность, порождаемые такими покушениями на драгоценный образ
себя, еще более нарушают отношения невротика с другими людьми и тем самым принуждают
его еще крепче держаться за свои защитные приспособления.
Невротические наклонности остро влияют на оценку не только себя, но и других. Человек,
стремящийся к престижу, будет судить о других исключительно в соответствии с их
престижем: того, кто пользуется большим престижем, будет ставить выше себя и смотреть
сверху вниз на человека, престиж которого меньше, каковы бы ни были его личные качества.
Навязчиво уступчивый человек будет восхищаться всем подряд, что покажется ему силой, даже
если эта «сила» заключается в беспорядочном и беспринципном поведении. Человек,
испытывающий навязчивую потребность эксплуатировать других, может испытывать
определенную симпатию к тому, кого он эксплуатирует, но в то же время его презирать; о
навязчиво скромном человеке он будет думать как о глупце или лицемере. Навязчиво
зависимый человек может завидовать навязчиво самодостаточному, считая его свободным и
непринужденным, хотя на деле последний может просто находиться в тисках невротической
наклонности иного рода.
Еще одно последствие, которое хотелось бы здесь обсудить, — это внутреннее
сопротивление, проистекающее из невротических наклонностей. Оно может иметь
определенные рамки, то есть относиться к определенным действиям, ощущениям или эмоциям,
принимая, например, форму бессилия или нежелания звонить по телефону. Или они могут
иметь диффузный характер, охватывая целые сферы жизни, как-то: способность к
самоутверждению, непосредственность поведения, предъявление требований, сближение с
людьми. Как правило, конкретное внутреннее сопротивление осознается. Диффузное
сопротивление, хотя и является более важным, менее ощутимо (См.: Schultz-Hencke
H.Dergehemmte Mensch). Если оно становится .очень сильным, человек может ощутить наличие
некой внутренней скованности, не сознавая, однако, ее конкретной направленности. С другой
стороны, оно может быть едва различимым и настолько завуалированным, что человек даже не
догадывается о его существовании и силе. Осознание внутреннего сопротивления может
затрудняться различными способами, наиболее типичным из которых является рационализация:
например, человек, не любящий вести светские беседы, может осознавать наличие подобного
сопротивления, но он также может думать, что ему просто не нравятся вечеринки, считать их
скучными и находить множество веских доводов, чтобы отклонять приглашения.
Сопротивление, создаваемое невротическими наклонностями, имеет преимущественно
Hosted by uCoz