Navigation bar
  Print document Start Previous page
 8 of 107 
Next page End  

Карен Хорни: «Самоанализ»
8
трудность связана скорее с эмоциями, а не с интеллектом, подтверждается следующим
наблюдением: когда аналитики анализируют себя, они не имеют большого преимущества перед
дилетантами, как можно было бы предположить.
Поэтому с теоретической точки зрения я не вижу веской причины, по которой самоанализ
был бы невозможен. Признавая, что многие люди слишком глубоко вовлечены в свои
проблемы, чтобы быть способными анализировать себя; признавая, что самоанализ даже
приблизительно не может сравняться по быстроте и точности с аналитической терапией,
проводимой специалистом; признавая, что существуют определенные сопротивления, которые
можно преодолеть лишь с посторонней помощью, — мы все же должны сказать, что все это не
является доказательством того, что такая работа в принципе невозможна.
Однако я бы не отважилась поднять вопрос о самоанализе, основываясь только на
теоретических рассуждениях. Я осмелилась всерьез задаться этим вопросом на основании
опыта, свидетельствующего о том, что самоанализ возможен, — опыта, приобретенного мной
самой, опыта моих коллег, а также опыта моих пациентов, которых я побуждала работать над
собой во время перерывов в аналитической работе. Эти успешные попытки относятся не только
к поверхностным затруднениям. На самом деле в некоторых из них затрагивались проблемы,
которые в целом считались неразрешимыми даже с помощью аналитика. Однако эти попытки
предпринимались при одном благоприятном условии: все эти люди прежде, чем решиться
анализировать себя самостоятельно, прошли анализ. Это значит, что они были знакомы с
методом и по опыту знали, что в анализе ничто не может помочь, кроме безжалостной правды
по отношению к себе. Возможен ли самоанализ без такого предварительного опыта и до какой
степени — вопрос пока остается открытым. И все же одно обстоятельство вселяет оптимизм —
многие люди достигают глубокого понимания своих проблем еще до обращения к аналитику.
Разумеется, это понимание недостаточно, но факт остается фактом, что оно было достигнуто
без предшествовавшего психоаналитического опыта.
Таковы, вкратце, возможности самоанализа при условии, что человек вообще способен
анализировать себя, о чем еще будет сказано несколько позже. Пациент может заниматься
самоанализом во время длительных перерывов, которые часто случаются в ходе аналитической
работы: во время каникул, из-за отлучек аналитика, по профессиональным или личным
причинам и т. д. Тот, кто живет в городе, где нет компетентного аналитика, может попытаться
выполнить основную работу сам и видеться с аналитиком от случая к случаю для контроля; то
же самое относится к тем, кто живет в городе, где есть аналитики, но по финансовым причинам
не может регулярно обращаться к их помощи. Для человека, анализ которого преждевременно
закончился, имеется возможность продолжить его самостоятельно. Наконец — мы говорим об
этом с некоторым сомнением — самоанализ может быть проведен и без аналитической помощи
извне.
Но здесь есть и другой вопрос. Мы признали, хотя и с некоторыми оговорками,
возможность самоанализа, но нужен ли он? Не является ли анализ слишком опасным
инструментом, чтобы пользоваться им без руководства компетентного человека? Разве не
сравнивал Фрейд психоанализ с хирургией, добавив, правда, что люди не умирают от
неправильного применения психоанализа в отличие от плохо сделанной операции?
Поскольку оставаться в плену смутных опасений не конструктивно, попробуем детально
исследовать, каковы возможные опасности при самоанализе. Во-первых, многие, наверное,
посчитают, что самоанализ может усилить нездоровую склонность к «самокопанию». Такие же
возражения высказывались и до сих пор высказываются против любого вида анализа, но я хочу
еще раз вернуться к этой дискуссии, будучи уверенной, что этот спор разгорится еще сильнее,
если анализ будет вестись самостоятельно или с минимальной помощью других.
Неодобрение, выраженное в опасениях, как бы психоанализ не сделал человека
«обращенным вовнутрь», вероятно, возникло из определенной жизненной философии — она
хорошо изображена в книге «Покойный Джордж Эппли», — в которой не оставляется места
индивидуальности человека или его индивидуальным чувствам и стремлениям. Важно только,
чтобы он был приспособлен к внешнему миру, полезен для общества и выполнял свои
обязанности. Однако ему следует держать под контролем все возникающие у него
индивидуальные страхи и желания. Самодисциплина — высшая добродетель. Слишком много
Hosted by uCoz