Navigation bar
  Print document Start Previous page
 88 of 107 
Next page End  

Карен Хорни: «Самоанализ»
88
мысль или чувство, он поступает так вопреки своим истинным интересам. Ему также следует
помнить, что вся ответственность лежит на нем одном: нет никого, кроме него самого, кто мог
бы догадаться о недостающем звене или исследовать оставшийся пробел.
Такая добросовестность особенно важна при выражении чувств. Здесь есть два указания,
которые всегда следует помнить. Первое состоит в том, что человек всегда должен стремиться
выразить то, что он действительно чувствует, а не то, что «должен» чувствовать в силу
традиции или собственных нравственных норм. По крайней мере, он должен сознавать, что
между его подлинными чувствами и чувствами, искусственно принимаемыми, может быть
значительное расхождение, и время от времени задаваться вопросом — не в процессе
ассоциирования, а потом, — что он действительно чувствует по этому поводу. Другое правило
состоит в том, что своим чувствам следует предоставлять как можно большую свободу. И это
тоже куда легче сказать, чем сделать. Может показаться нелепым чувствовать себя глубоко
оскорбленным из-за какой-нибудь мелочной обиды. Может вызвать недоумение и огорчить
подозрение или ненависть по отношению к кому-то из близких. Человек может с готовностью
признать небольшое раздражение, но боится позволить себе почувствовать ярость, которую на
самом деле испытывает. Он должен, однако, помнить, что с точки зрения внешних последствий
нет более безопасной ситуации для истинного выражения чувств, чем анализ. При анализе
главное — это внутреннее значение, то есть осознание всей интенсивности чувства. Это важно
потому, что и в психологических вопросах нельзя «казнить преступника, пока его не поймали».
Разумеется, никто не может насильно вызвать вытесненные чувства. Все, что может
сделать человек, — это не сдерживать чувств, которые находятся в пределах досягаемости. При
всем своем желании в начале анализа Клэр не могла чувствовать или выразить большей обиды
на Питера, чем она это делала. Но в процессе анализа она постепенно становилась все более
способной реально оценивать интенсивность своих чувств. С определенной точки зрения все
развитие, через которое она прошла, может быть описано как возрастание свободы чувствовать
то, что она действительно чувствовала.
Еще несколько слов по поводу техники свободных ассоциаций: в процессе
ассоциирования важно воздерживаться от объяснений. Разум играет свою роль в анализе, и
имеется достаточно возможностей его использовать — в дальнейшем. Как уже отмечалось, в
основе метода свободных ассоциаций лежит спонтанность. Поэтому человек, пробующий
ассоциировать, не должен пытаться прийти к решению, просчитывая. Предположим, к примеру,
что вы чувствуете себя настолько усталым и изможденным, что вам хочется добраться до
кровати и объявить себя больным. Вы смотрите из окна второго этажа и ловите себя на мысли,
что если упадете вниз, то в лучшем случае сломаете себе руку. Это поражает вас. Вы и не
подозревали, что дошли до такого отчаяния, что хотели умереть. Затем до вас сверху доносится
звук включенного радио, и вы с едва сдерживаемым раздражением думаете, что вам хотелось
бы убить того, кто посмел включить радио. И тогда вы правильно заключаете, что за
ощущением себя больным стоят ярость и отчаяние. То есть вы проделали полезную работу. Вы
уже чувствуете себя менее парализованным, потому что если вы злитесь на что-то, то можете
найти причины своей злости. Но теперь вы начинаете сознательно искать то, что могло вас так
сильно разозлить. Вы перебираете события, которые произошли, прежде чем вы почувствовали
себя усталым. Возможно, что вы натолкнетесь на причину, но, возможно, все ваше
сознательное копание в себе ни к чему не приведет и истинный источник раздражения
откроется полчаса спустя, когда вы, обескураженный тщетностью своих попыток, откажетесь
от сознательного поиска.
Столь же малопродуктивен, как подобного рода попытки форсировать решение, образ
действия человека, который, хотя и позволяет мыслям течь свободно, все же старается уловить
смысл своих ассоциаций, прикидывая что к чему. Что бы ни побуждало его так поступать —
будь то нетерпение, потребность быть на высоте или страх открыть дорогу неконтролируемым
мыслям и чувствам, — подобное вторжение разума, как правило, нарушает состояние
расслабленности, необходимое для свободного ассоциирования. На самом деле смысл
ассоциации может проясниться спонтанно. Серии ассоциаций Клэр, завершившиеся словами из
религиозной песни, которая доносилась из воскресной школы, являются хорошим тому
примером: ее ассоциации становились все более прозрачными, хотя, чтобы понять их, с ее
Hosted by uCoz