Navigation bar
  Print document Start Previous page
 89 of 107 
Next page End  

Карен Хорни: «Самоанализ»
89
стороны не было предпринято никаких сознательных усилий. Другими словами, два этих
процесса — самовыражение и понимание — могут иногда совпадать. Но что касается
сознательных усилий, они должны быть строго отделены от процесса ассоциирования.
Установив таким образом определенное отличие свободного ассоциирования от
понимания, зададим вопрос: когда человек прекращает ассоциировать и предпринимает
попытки понять? К счастью, здесь нет каких-либо правил. До тех пор пока мысли текут
свободно, нет смысла сдерживать их искусственно. Рано или поздно их остановит что-то более
сильное. Возможно, человек достигнет момента, когда ему станет любопытно, что все это
значит. Или он может вдруг задеть чувствительную струну, которая обещает пролить свет на
то, что его тревожит. Или его мысли просто иссякнут, что может быть признаком
сопротивления, но может также указывать на то, что на данный.момент эта тема исчерпана.
Или, возможно, он ограничен временем и хочет попробовать себя в интерпретации своих
записей.
Что касается понимания ассоциаций, диапазон тем и их сочетаний является настолько
неисчерпаемым, что здесь невозможно установить какие-либо правила относительно значения
индивидуальных элементов в индивидуальных контекстах. Некоторые основные принципы
обсуждались нами в главе о роли аналитика в аналитическом процессе. Но многое неизбежно
зависит от личной изобретательности, чуткости и сосредоточенности. Поэтому к сказанному я
просто добавлю несколько замечаний об атмосфере, в которой следует проводить толкование.
Когда человек прекращает ассоциировать и начинает просматривать свои записи, желая
понять их, его метод работы должен измениться. Вместо прежней своей полной пассивности и
восприимчивости ко всему, что возникает, он становится активным. Теперь вступает в действие
его разум. Но я предпочла бы выразить это в форме отрицания: он более не исключает разум.
Хотя и теперь он не пользуется исключительно им. Трудно описать более или менее точно
позицию, которую он должен занять, пытаясь понять смысл своих ассоциаций. Разумеется, этот
процесс не должен вырождаться в простое интеллектуальное упражнение. Если кому-то
хочется последнего, ему лучше сыграть в шахматы, или заняться предсказанием политических
событий в мире, или просто разгадывать кроссворды. Попытка провести исчерпывающие
толкования, не упуская ни одного возможного значения, может удовлетворить его тщеславие,
доказывая превосходство его ума, но едва ли хоть на самую малость приблизит его к реальному
пониманию себя. Такая попытка даже сопряжена с определенной опасностью, ибо она может
затруднить прогресс, породив самодовольное чувство всеведения, хотя на самом деле человек
лишь систематизировал проблемы, оставшись безразличным к ним.
Другая крайность — чисто эмоциональный инсайт — намного ценнее. Если он далее не
проработан, он также не является идеальным, поскольку многие важные связи, еще не вполне
ясные, ускользают из поля зрения. Но, как мы уже видели на примере самоанализа Клэр,
подобного рода инсайт может запустить определенные процессы. В начале своей работы Клэр
испытала сильное чувство потерянности в связи со своим сном о незнакомом городе. Хотя и
невозможно доказать, оказало ли это эмоциональное переживание какое-либо воздействие на
последующий анализ, вселяя тревогу, оно вполне могло ослабить ее жесткое табу на то, чтобы
затрагивать запутанные отношения, связывавшие ее с Питером. Другой пример относится к
периоду последнего сражения Клэр со своей зависимостью, когда она испытывала явное
нежелание взять судьбу в свои руки; тогда у нее не было интеллектуального понимания своего
эмоционального инсайта, однако это помогло ей выйти из состояния летаргической
беспомощности.
Вместо желания создать научный шедевр человеку, работающему самостоятельно, нужно
ориентироваться в своих интерпретациях на собственный интерес. Он просто должен следовать
за тем, что останавливает его внимание, что возбуждает его любопытство, что задевает в нем
эмоциональные струны. И если он достаточно гибок, чтобы позволить себе руководствоваться
своим спонтанным интересом, то может быть вполне уверен, что сможет интуитивно выбирать
темы, которые в данное время наиболее доступны его пониманию или которые находятся в
русле прорабатываемой проблемы.
Я допускаю, что такой совет вызовет определенные сомнения. Не ратую ли я за
чрезмерную снисходительность? Не приведет ли личная заинтересованность человека к тому,
Hosted by uCoz